Как нам уже известно из курса обществознания, каждая отрасль права отличается от другой предметом и методом правового регулирования. Административное право не исключение, поэтому рассмотрим предмет и метод отрасли, которые и помогут нам вывести понятие отрасли.
Предмет административного права отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются нормами отрасли права, а метод административного права – на вопрос, как, каким образом нормы выполняют данное регулирование.
Итак, отношения, которые входят в предмет административного права складываются в процессе государственного управления, реализации исполнительной власти. Что это значит? Это значит, что одной из сторон данных правоотношений всегда является государственный орган исполнительной власти или должностное лицо, наделенные государственно-властными полномочиями (вспоминаем типичный пример с ГИБДД, которая осуществляет надзор за соблюдением правил дорожного движения). Проще говоря, орган исполнительной власти обеспечивает реализацию прав и свобод граждан в сфере административного права и пресекает их нарушение.
А что по методу? Метод отрасли права показывает, каким образом органы исполнительной власти осуществляют контроль и надзор за исполнением норм права. Для такого надзора используется преимущественно метод односторонней волиодного из участников правоотношения (например, руководитель и подчиненный, сотрудник полиции и нарушитель общественного порядка). Так, метод административного права можно определить как метод «власти и подчинения», приказа и исполнения. Данный метод является приоритетным, но не единственным, так как не все отношения административного права складываются «по вертикали» (т.е. по схеме «власть – подчинение).
Теперь, зная важные аспекты, мы готовы перейти к понятию.
Административное право — это отрасль российского права, регулирующая особую группу общественных отношений, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства.
Мы разобрались с тем, какие отношения и каким образом регулирует административное право, однако не рассмотрели возможные субъекты административных правоотношений — участников правоотношений, выступающих носителями субъективных прав и юридических обязанностей.
Какие органы можно отнести к органам исполнительной власти:
— Федеральное Правительство РФ (министерства, агентства и службы, входящие в состав Правительства)
— Правительство субъектов или кабинеты министров республик
— Губернаторы, главы администраций или мэры.
В органах исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов «трудятся» государственные служащие (должностные лица).
Вот кто к ним относится:
— Государственные гражданские служащие
— Военнослужащие
— Служащие правоохранительных органов
Как известно, каждая отрасль права имеет богатый (или не очень) перечень источников, на основе которых осуществляется правовое регулирование. К источникам административного права относятся международные акты, действующие на территории РФ, Конституция РФ, Законы РФ (например, Кодекс об административных правонарушениях), подзаконные акты (указы президента, постановления правительства, акты министерств и ведомств), законы субъектов РФ.
Вышеперечисленные источники содержат в себе основные положения, на которые опираются все административно-правовые нормы, механизм реализации прав и обязанностей субъектов административного права – принципы административного права. Назначение этих принципов состоит в том, что они определяют содержание и главные особенности административно-правового регулирования помогают точнее понимать смысл норм административного права и правильно их применять должны учитываться при обнаружении пробелов и противоречий в законодательстве.
Административное право обладает присущими ему функциями, которые наравне с предметом и методом характеризуют его место в системе иных отраслей права.
Центральной функцией административного права является, несомненно, выявление, пресечение и профилактика административных правонарушений.
Административное правонарушение — это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, посягающее на порядок управления, общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.
Основные виды административных правонарушений и санкции за них содержатся в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП).
За нарушение норм административного права неотвратимо наступает административная ответственность.
Административная ответственность — это вид юридической ответственности, который определяет обязанности лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение.
Административная ответственность обладает определенными особенностями:
— Наступает по достижении 16 лет
— При назначении наказания учитывается характер совершенного правонарушения, личность и имущественное положение виновного, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность
Одной из мер административной ответственности за совершение административного правонарушения является административное наказание, используемое в целях предупреждения совершения новых нарушений закона как лично правонарушителем, так и прочими лицами.
Виды административных наказаний
Субъекты, уполномоченные назначать административные наказания:
— судьи (мировые судьи)
— комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
— федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и их структурные подразделения
— органы и учреждения уголовно-исполнительной системы
— государственные учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного пожарного надзора, — государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях федерального значения.