Даты
1725–1727 гг. – Правление Екатерины I
1727–1730 гг. – Правление Петра II
1730–1740 гг. – Правление Анны Иоанновны
1741–1761 гг. – Правление Елизаветы Петровны
1755 г. – Открытие Московского университета
1756–1763 гг. – Семилетняя война
1757 г. – Основание Академии художеств
1761–1762 гг. – Правление Петра III
1762 г. – «Манифест о вольности дворянской»
Даты всемирной истории
1715−1774 гг. − правление Людовика XV во Франции
1740−1786 гг. − правление Фридриха II в Пруссии
Термины
ГВАРДИЯ – отборная привилегированная часть Русской императорской армии и Флота, наиболее подготовленная и боеспособная.
ВЕРХОВНЫЙ ТАЙНЫЙ СОВЕТ – высшее совещательное государственное учреждение Российской империи в 1726—1730 гг. в составе 6-8 человек. Создан императрицей Екатериной I как совещательный орган, решал важнейшие государственные вопросы.
КОНДИЦИИ – акт, предложенный к подписанию императрице Анне Иоанновне при её вступлении на престол членами Верховного тайного совета (так называемыми «верховниками») в 1730 году.
БИРОНОВЩИНА – время правления Анны Иоанновны , названо по имени фаворита и отличалось засильем иностранцев при российском дворе.
ФАВОРИТИЗМ – социокультурное явление, состоявшее в возвышении конкретного лица или группы лиц в связи с личной приязнью к ним монарха.
ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ – название периода в политической истории России, когда в результате борьбы придворных группировок при поддержке гвардии неоднократно происходила насильственная смена правителя или его ближайшего окружения.
Роль личности
ЛИКВИДАЦИЯ ВЕРХОВНОГО ТАЙНОГО СОВЕТА
Ключевую роль в данном событии сыграла Анна Иоанновна. При вступлении она получила от верховников «кондиции» и подписала их. Но ее поддерживали дворянство и гвардия, поэтому Анна Иоанновна разорвала их и провозгласила себя самодержавным монархом, а позже также приказала распустить «Верховный тайный Совет».
УЧРЕЖДЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Ключевую роль в данном событии сыграла Анна Иоанновна, которая разработала проект кабинета министров, учредила его состав и привела его в официальную деятельность.
Активной деятельностью Кабинета министров занимался Остерман, он решал сократить срок дворянской службы, уменьшить податей, принимал меры по развитию торговли, промышленности и грамотности. Он фактически заключил торговые договоры с Англией и Голландией, выступил против разорительной войны с турками, закончившейся заключённым Белградским.
Из труда см. Соловьёва
«До вступления на престол… выразилось народное движение, направленное против преобладания иноземцев, утвердившегося в два последних царствования… С первых же дней её царствования было видно, что национальное движение будет состоять в возвращении к правилам Петра Великого, следовательно, согласно с этими правилами должен был решиться вопрос об отношении русских к иностранцам, а правило Петра было известно: должно пользоваться искусными иностранцами, принимать их на службу, но не давать им предпочтения пред русскими и важнейшие места в управлении занимать исключительно последними. Она объявила о ликвидации Кабинета министров и учреждении императорского Совета… Императрица также предприняла меры к возрождению и укреплению некоторых учреждений, созданных при Петре I. Так, Сенат снова стал правительствующим, т.е. главным после императрицы органом власти в стране. Он был пополнен русскими вельможами. Она восстановила некоторые петровские коллегии, а также Главный магистрат. Расправы в отношении знати и дворянства прекратились. Армия и флот вновь оказались в центре внимания правительства. Императрица поощряла строительство новых кораблей и восстановила количественный состав русской армии как при Петре I. Продолжалось укрепление государственного аппарата».
1. О какой императрице идёт речь в приведённом отрывке? Назовите годы её царствования.
2. Какими чертами, по мнению историка, отличается это царствование? Укажите не менее трёх положений.
3. Используя текст документа и знания из курса истории, назовите, что было предпринято императрицей для «возвращения к правилам Петра Великого». Укажите не менее трёх положений.
Из работы историка Н.И. Павленко
«…Нам остаётся ответить на вопрос, волновавший как современников, так и потомков: почему намерение «верховников» ограничить самодержавие потерпело неудачу, почему надорванные кондиции стали кульминацией в победе самодержавия? Причин несколько, но главная из них кроется в отсутствии консолидации среди господствующего сословия — она наступила несколькими десятилетиями позже. Волею случая Верховный тайный совет был укомплектован преимущественно выходцами из аристократии, причём представителями двух фамилий: Долгоруких и Голицыных. Составленные ими кондиции отражали интересы прежде всего этих двух фамилий. Вчитайтесь в кондиции и их преамбулу, состоявшие из 12 пунктов, и вы обнаружите только два, в реализации которых были заинтересованы широкие круги дворянства: обязательство императрицы заботиться об укреплении и расширении православия и лишение императрицы возможности распоряжаться без суда жизнями и имениями дворян. Остальные же десять пунктов были нацелены на удовлетворение интересов двух аристократических фамилий и имели в виду не изменение политического строя в стране, а ограничение власти конкретного монарха в пользу конкретных фамилий. Сказанное даёт основание считать «затейку верховников» олигархической, удовлетворяющей притязаниям всего двух фамилий. Отсюда брали начало все последующие ошибочные действия «верховников»…»
1. С каким периодом российской истории связаны описанные в документе факты?
Кем были составлены кондиции и кому было предложено их подписать?
2. Как автор оценивает «затейку верховников»? Какие доводы он приводит для обоснования своей оценки? Укажите не менее двух доводов.
3. Используя текст документа и знание курса истории, ответьте, какова была главная цель кондиций и почему её не удалось реализовать. Укажите не менее трёх причин.
Из исторического источника
«…Понеже по воле всемогущего Бога и по общему желанию российского народа мы… обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учреждённый Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:
1) Ни с кем войны не всчинять.
2) Миру не заключать.
3) Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать.
4) В знатные чины… выше полковничьего ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.
5) У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.
6) Вотчины и деревни не жаловать.
7) В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного тайного совета не производить.
Государственные доходы в расход не употреблять и всех верных сво ¬ их подданных в неотменной своей милости содержать. …А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской».
1. К какому веку относится этот документ? Кем он был первоначально подписан?
Укажите его название.
2. Используя текст документа и знания по истории, объясните, по чьей инициативе он был подготовлен и с какими целями. Укажите не менее двух целей.
3. Используя знания курса истории, объясните, почему данные обещания не были реализованы. Назовите не менее трёх причин.
Вопросы на повторение
Начерти древо всех правителей периода дворцовых переворотов и подпишите даты их правления.
Какой орган был создан при Екатерине Первой?
Когда была открыла Академия наук?
Почему Меншиков был сослан в Берёзово?
Когда столица была перенесена снова в Москву? Когда она была возвращена в Санкт-Петербург?
Назови минимум 3 пункта в кондициях
Почему Анна Иоанновна разорвала кондиции:
Вспомни все изменения органов управления при Анне Иоанновне
Каким образом Анна Иоанновна расширила права дворянства?
Докажи, что жизнь крестьянства при Анне Иоанновне ухудшилась
Когда происходила война за польское наследство? Кого поддержала Россия?
Назови годы русско-турецкой войны при Анне Иоанновне
Вспомни всех фаворитов Елизаветы Петровны
В каком году был открыл Дворянский заёмный банк?
Когда была создана Конференция при высочайшем дворе?
Докажи, что при Елизавете Петровне происходило ужесточение крепостного права
Какие учебные заведения и в каком году были созданы при Елизавете Петровне?
Когда происходила русско-шведская война при Елизавете Петровне? Какой мирный договор был подписан ?
Назови годы Семилетней войны и главные сражения с годами.
Какой мир был подписан между Россией и Пруссией по итогу Семилетней войны?
Назови годы правления Петра Третьего.
Вспомни все события внутренней политики при Петре Третьем.
Вспомни русских командующих всех битв в Семилетней войне.