Статья 1
Конституции РФ гласит: «Российская Федерация – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», из чего можно сделать вывод о том, что федерализм является основой конституционного строя РФ.
А что такое федерация? Обратимся к понятию:
Федерация (лат. foederātiō – объединение, союз) – это форма государственно-территориального устройства, при которой субъекты федерации обладают определенной политической самостоятельностью, существует разграничение предметов ведения между федерацией и субъектами.
А что такое субъект и по какому принципу можно выделить этот «кусочек» федерации?
Субъект РФ – это ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.
Признаки субъектов РФ:
— Не обладают государственным суверенитетом
— Не имеют права выхода из состава РФ в силу принципа территориальной целостности
— Статус граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо от субъектов РФ, в котором они проживают
— Субъекты осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законодательством
— Все субъекты РФ равноправны
Особым объемом полномочий обладают республики в составе РФ ввиду национальной и исторической уникальности. Так, несмотря на то, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык, республики вправе устанавливать свои государственные языки. К тому же, республики вправе принимать свои Конституции, а остальные субъекты – уставы.
Федерации могут образовываться тремя способами: по национальному принципу (образование субъекта связано с особенностями национального состава населения), территориальному принципу (границы субъектов определяются наличием значительной охватываемой территорией) и смешанному или национально-территориальному принципу (включает черты и национального, и территориального принципа).
Чтобы определить, по какому принципу образована РФ, рассмотрим виды субъектов, входящих в состав РФ.
При подобном делении государства на относительно самостоятельные единицы логично единообразное применение принципов федеративного устройства на всей территории РФ, установленных на государственном уровне.
К ним относятся:
— государственная целостность
— единство государственной власти
— разграничение полномочий федерального центра и субъектов РФ
— равноправие народов России
— равноправие субъектов РФ
— единое гражданство.
Как мы выяснили ранее, субъекты федерации обладают определенной политической самостоятельностью, что проявляется в наличии у них собственных полномочий, а также совместных с Федерацией полномочий.
Государственные органы и подведомственные им решают вопросы, связанные с исключительным ведением РФ ввиду их стратегической и общегосударственной важности.
Вот эти вопросы:
А что по исключительному ведению субъектов РФ? Статья 73 гласит: «Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти». Что это значит? Это значит, что все вопросы, не прописанные в Конституции в качестве совместного ведения или исключительного ведения РФ, исполняются и контролируются субъектом РФ единолично.
К предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации можно отнести:
— государственная служба в субъекте Российской Федерации
— награды, премии и почётные звания субъекта, региональная символика
— формирование и исполнение бюджета субъекта и другие
Для исполнения данных полномочий каждый субъект имеет систему государственных органов субъекта РФ и систему органов местного самоуправления.