Даты всемирной истории
Январь 1919 – январь 1920 гг. − Парижская мирная конференция
1919 г. − учреждение Лиги Наций
Ноябрь 1921 г. – февраль 1922 г. − Вашингтонская конференция
Термины
Гражданская война в России — ряд вооружённых конфликтов между различными политическими, этническими, социальными группами и государственными образованиями на территории бывшей Российской империи, последовавших после установления власти большевиков в результате Октябрьской социалистической революции 1917 года.
Красный террор — комплекс карательных мер, проводившихся большевиками в ходе Гражданской войны в России против социальных групп, провозглашённых классовыми врагами, а также против лиц, обвинявшихся в контрреволюционной деятельности.
Иностранная военная интервенция в России (1918—1921) — военное вмешательство стран Согласия (Антанты) и Центральных держав (Четверного союза) в Гражданскую войну в России (1917—1922) на стороне белого движения.
Кронштадтское восстание (также Кронштадтский мятеж) — вооружённое выступление в марте 1921 года гарнизона крепости Кронштадт, экипажей кораблей Балтийского флота и жителей города против диктатуры большевиков и проводимой политики «военного коммунизма».
Из работы историка
«Короткий крымский период Белого движения, связанный с именем генерала П.Н. Врангеля, которому Деникин передал пост главкома Вооружённых сил Юга России, представляет особый интерес с точки зрения изменения внутренней политики и стратегии последнего военного диктатора.
Генерал и его ближайшие помощники сумели сделать главный вывод из опыта поражений Колчака и Деникина: борьба с Красной армией в центре России без поддержки крестьянства — дело безнадёжное. В штаб командующего было подано много проектов аграрной реформы и записок, авторы которых, исходя из ставшего очевидным факта, что борьба против Советской власти «невозможна без внесения успокоения в деревню, без опоры на многочисленную массу крестьян, собственников в душе», предлагали «утолить земельный голод и неудержимую тягу крестьян к захвату помещичьей земли» и тем «вырвать эту почву из-под ног большевиков».
Спустя уже пять дней после назначения нового главнокомандующего Вооружённых сил Юга России, аэропланы белых начали разбрасывать в ближайшем тылу красных войск листовки, извещавшие, что «Деникин уехал за границу» и «скоро будет издан приказ о распределении земли». Делаются попытки положить конец укоренившимся при Деникине насильственным
мобилизациям и реквизициям зерна, лошадей, скота, подвод, одежды и другого имущества у крестьян, неоднократно издаются самые категоричные приказы на этот счёт, в войсках создаются специальные военно-судные комиссии для рассмотрения жалоб крестьян на грабежи и насилия со стороны военнослужащих.
Переформировав остатки Вооружённых сил Юга России в 25-тысячную армию, генерал 11 мая дал ей наименование «Русская армия», рассчитывая тем самым придать ей «народный» характер и подчеркнуть её отличие от Добровольческой армии, название которой было ненавистно для крестьянского населения юга России и Украины и связывалось ими с восстановлением помещичьего землевладения, грабежами и
террором. Постоянно помня, что Деникин «не справился с территорией», главнокомандующий и приглашённый им на пост главы правительства A.B . Кривошеий считали, что большевиков можно свергнуть не «походом на Москву», не «завоеванием России», а «созданием хотя бы на клочке русской земли такого порядка и таких условий жизни, которые потянули бы к себе все помыслы и силы стонущего под красным игом народа…»»
1. Укажите название периода, о котором идёт речь в источнике. Назовите не менее трёх фамилии военачальников, которые сражались за красных в этот период.
2. Какие меры были предприняты руководителями белого движения в этот период для того, чтобы добиться поддержки крестьянства? Назовите не менее трёх мер.
3. Укажите не менее трёх причин победы красных в противостоянии с белыми.
Из книги Г. Уэллса «Россия во мгле»
«Магазины в Петрограде имеют самый жалкий и запущенный вид. Краска облупилась, витрины треснули… некоторые заклеены декретами… Это мёртвые магазины.
Они никогда не откроются вновь. Сейчас, когда идёт отчаянная борьба за общественный контроль над распределением продуктов и за то, чтобы лишить спекулянтов возможности фантастически взвинчивать цены на остатки продовольствия, всё большие рынки Петрограда также закрыты… Трамваи… всегда битком набиты. Это единственный вид транспорта для простых людей, оставшихся в городе, унаследованный от капитализма. Во время нашего пребывания в Петрограде был введён бесплатный проезд. До этого билет стоил два или три рубля — со ¬ тая часть стоимости одного яйца… Прошлой зимой все деревянные дома были разобраны на дрова, и одни лишь их фундаменты торчат в зияющих провалах между каменными зданиями.
Люди обносились; все они, и в Москве, и в Петрограде, тащат с собой какие-то узлы. Когда идёшь в сумерках по боковой улице и видишь лишь спешащих бедно одетых людей, которые тащат какую-то поклажу, создаётся впечатление, что всё население бежит из города… в Петрограде насчитывалось 1 200 ООО жителей, сейчас их немногим больше 700 ООО, и число их продолжает уменьшаться. Многие вернулись в деревню; многие уехали за границу; огромное количество погибло, не вынеся тяжких лишений. Смертность в Петрограде — свыше 81 человека на тысячу; раньше она составляла 22 человека на тысячу, но и это было выше, чем в любом европейском городе. Рождаемость среди недоедающего и глубоко удручённого населения — 15 человек на тысячу; прежде она была почти вдвое больше».
1. Какой период в истории нашей страны описывает Г. Уэллс? Как называлась поли-
тика, проводимая советским правительством в данный период?
2. Используя текст источника и знания по истории, укажите не менее трёх харак-
терных черт данной политики.
3. Используя текст источники и знания по истории, приведите не менее трёх по-
следствия указанной политики.
Вопросы на повторение
1. Вспомни хронологические рамки Гражданской войны. С какими событиями связывают её начало?
2. Что можно считать причинами данных событий? Как они связаны с Учредительным собранием?
3. Какие стороны конфликта ты можешь выделить? Назови лидеров сторон.
4. Какими событиями можно охарактеризовать 1918 год? Действия какой из сторон имели больший успех? Что обуславливало данных успех?
5. Что такое интервенция? Кто и где осуществлял её? На чьей стороне были интервенты?
6. Как советской власти удалось удержать инициативу в своих руках?
7. Как развивались события в 1919-1920 гг.? Назови основные события данного периода. Войска под командованием каких военачальников угрожали Москве и Петрограду? Почему их действия провалились?
8. Где и когда происходили последние крупные сопротивления белых войск?
9. Что произошло в Кронштадте? Были у участников шансы на успех?
10. Почему красные смогли победить после крайне неудачных обстоятельств? Назови не менее 4 причин. Могли бы победить белые? Назови не менее 3 причин.
11. Вспомни, какие последствия имела Гражданская война для всех сфер жизни (экономика, социальная сфера, политическая, духовная).