Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Конкуренция имеет как плюсы, так и определенные минусы.
Совершенная конкуренция– это конкуренция, при которой субъекты рынка не влияют на ценообразование (цены складываются в результате уравновешивания кривых спроса и предложения).
Несовершенная конкуренция– это конкуренция, при которой цену определяет не соотношение спроса и предложения, а другие факторы (реклама, лидерство, сговор, монопольное решение и др.).
Рассмотрим их более детально.
Образование монополий – одно из последствий развитого рынка. Если какой-то предприниматель стремится «победить» своих соперников, он начинает господствовать на рынке, добившись этой цели.
Когда мы говорим о монополии как о типе рынка, используется именно следующее определение.
Монополия — тип рынка несовершенной конкуренции, в котором действует один крупный продавец, производящий уникальный товар и самостоятельно устанавливающий цену на него.
Для предотвращения монополизации рынка в России, как и в других странах, существуют определенные методы антимонопольного регулирования. Среди них:
— Юридическая ответственность фирм и их руководителей за попытки монополизации рынка
— Предельное упрощение процедуры создания новых фирм
— Снятие барьеров экспорта/импорта
— Принудительное разделение крупнейших фирм-монополистов на несколько независимых фирмы
— Контроль государства за слиянием фирм
— Введение государственного контроля над ценами (в естественных монополиях)
— Наказание фирм за проведение политики ценовой дискриминации (когда одно и то же количество одинакового товара продается разным участникам рынка по неодинаковым ценам)
В России основу антимонопольной политики государства составляют ФЗ «О защите конкуренции» и деятельность Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
Есть еще несколько понятий, которые полезно будет знать:
Олигополия – это тип рынка несовершенной конкуренции, в котором действуют несколько взаимозависимых продавцов, соперничающих между собой посредством неценовых методов конкурентной борьбы.
Дуополия – это частный случай олигополии, когда на рынке действуют два независимых продавца.
Монопсония – это ситуация на рынке, когда одному покупателю противостоит большое количество продавцов.
И подробнее о формах объединения фирм:
Картель – это объединение фирм одной отрасли, участники которого договорились (возможно, неформально) об объёмах продаж, местах сбыта. Они сохраняют свою торговую и производственную самостоятельность.
Синдикат– это объединение фирм одной отрасли, где продукция участников распределяется централизованно (через единую торговую сеть). Они теряют торговую, но сохраняют производственную самостоятельность.
Трест – это объединение фирм одной отрасли, где участники передают все средства производства в собственность треста и взамен получают определённое количество акций. Они теряют и торговую, и производственную самостоятельность. Реальная власть в тресте сосредотачивается в руках правления или главной компании.
Концерн – это объединение фирм, принадлежащих к различным отраслям. Все они теряют торговую и производственную самостоятельность и находятся под единым финансовым контролем.
В рамках соперничества фирмы могут использовать как ценовые, так и неценовые методы конкурентной борьбы.