Конспект по теме «Раздробленность»

Даты

1113-1125 гг. Великое княжение Владимира Мономаха
1125-1157 гг. Княжение Юрия Владимировича Долгорукого во Владимире
1136 г. Установление республики в Новгороде. Изгнание Всеволода Мстиславовича
1147 г. Первое упоминание Москвы в летописи
1157-1174 гг. Княжение Андрея Юрьевича Боголюбского
1185 г. Поход князя Игоря Новгород-Северского на половцев
1199 г. Объединение Волынского и Галицкого княжеств

Термины

Натуральное хозяйство — хозяйство, в котором люди производят продукты лишь для удовлетворения своих собственных потребностей, не прибегая к обмену, к рынку.

Тысяцкий — должностное лицо княжеской администрации в городах Средневековой Руси. Первоначально военный руководитель городского ополчения (“тысячи”) которому подчинялись десять сотских.

Посадник — должность, глава города, “посаженный” (назначенный) князем (первоначально, затем вече) в землях, входивших в состав Древнерусского государства. Ведал землями, назначал должностных лиц и возглавлял суд.

Феодальная (политическая) раздробленность — период в истории России с начала 12-го до начала 16-го века, когда территория единого государства разделилась на самостоятельные части — уделы во главе с князьями династии Рюриковичей.

Роли и личности

Владимир Мономах
Владимир Мономах принял предложение занять киевский престол, прибыл в Киев, принял “Указ о резах”, в котором ограничил проценты по займу и определил условия закабаления, тем самым смягчив положение населения.

Юрий Долгорукий
Юрий долгорукий прибыл во владение Степана Кучки, приказал войску ворваться в крепость и изгнать Степана, конфисковать его владения.Затем Юрий Долгорукий написал письмо черниговскому князю Святославу Ольговигу, в котором пригласил в Москву.

Из книги «Мир истории» академика Б.А. Рыбакова

«Пожалуй, ни об одном из деятелей Киевской Руси не сохранилось столько ярких воспоминаний, как о Владимире Мономахе. Его вспоминали и во дворцах, и в крестьянских избах спустя много веков. Народ сложил о нём былины как о побе­дителе грозного половецкого хана Тугоркана — «Тугарина Змеевича», и из-за оди­наковости имён двух Владимиров влил эти былины в старый цикл киевского эпоса Владимира I… Неудивительно, что в конце XV века московским историкам заметнее всего в родном прошлом была фигура Мономаха, с именем которого они связали легенду о царских регалиях, будто бы полученных Владимиром от импе­ратора Византии… Неудивительно, что в мрачные годы усобиц русские люди искали утешения в своём величественном прошлом; их взгляды обращались к эпохе Владимира Мономаха. «Слово о погибели Русской земли», написанное нака­нуне татаро-монгольского нашествия, идеализирует Киевскую Русь, воспевает Владимира Мономаха и его эпоху… Владимир получил хорошее образование, которое позволило ему в своей политической борьбе использовать не только меч рыцаря, но и перо писателя».

Из сочинения историка В.О. Ключевского

«С этого времени становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днепру с притоками, издавна так хорошо заселённая, с этого времени пустеет, население её исчезает куда-то. …В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья —Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киев­ской Руси замечаем и следы упадка её экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела. …Отлив населения из Поднепровья шёл в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, вглубь Гали­ции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. …Другая струя колонизации из Придне/ провья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Утру, в междуречье Оки и Верхней Волги. …Она — источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни Верхневолжской Руси. …Из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси».

Из работы историка Б.А. Рыбакова

«Помимо красочной и драматической внешней истории княжеств и князей, эта эпоха крайне интересна для нас теми обострёнными отношениями между князья­ми и боярством, которые так явственно обозначились уже во времена Ярослава Осмомысла. Если отбросить элемент личной выгоды и корысти… то следует при­знать, что проводимая ими политика концентрации земель, ослабления уделов и усиления центральной княжеской власти объективно была безусловно прогрес­сивной, поскольку совпадала с народными интересами. В проведении этой поли­тики князья опирались на широкие слои горожан и на выращенные ими самими резервы мелких феодалов («отроки», «детские», «милостники»), полностью зависев­ших от князя. Необходимо обратить внимание на то, что начальная фаза этого периода (до того, как в нормальное развитие вмешался фактор завоевания) харак­теризуется не упадком культуры, как можно было бы ожидать… а, наоборот, бурным ростом городов и ярким расцветом русской культуры во всех её проявле­ниях. Из этого следует, что новая политическая форма, очевидно, содействовала (может быть, на первых порах) прогрессивному развитию».

Из работы Н.М. Карамзина

“К несчастью, она в сей бодрой юности и не предохранила себя от го сударствен- ной общей язвы тогдашнего времени, которую народы германские сообщили Европе: говорю о системе удельной. Счастие и характер Владимира, счастие и характер Ярослава могли только отсрочить падение державы, основанной еди­новластием на завоеваниях. Россия разделилась. Вместе с причиною её могуще­ства, столь необходимого для благоденствия, исчезло и могущество, и благоден­ствие народа. Открылось жалкое междоусобие малодушных князей, которые, забыв славу, пользу отечества, резали друг друга и губили народ, чтобы прибавить какой-нибудь ничтожный городок к своему уделу. Греция, Венгрия, Польша отдох­нули: зрелище нашего внутреннего бедствия служило им поручительством в их безопасности. Дотоле боялись россиян, — начали презирать их. Тщетно некоторые князья великодушные — Мономах, Василько — говорили именем отечества на торжественных съездах, тщетно другие — Боголюбский, Всеволод III — старались присвоить себе единовластие: покушения были слабы, недружны и Россия в течении двух веков терзала собственные недра, пила слёзы и кровь собственную”.

Из сочинения историка В.О. Ключевского (Об Андрее Боголюбском)

«От всей фигуры Андрея веет чем-то новым; но едва ли эта новизна была добрая. Князь Андрей был суровый и своенравный хозяин, который во всём поступал по-своему, а не по старине и обычаю. Современники заметили в нём эту двой­ственность, смесь силы со слабостью, власти с капризом. «Такой умник во всех делах, — говорит о нём летописец, — такой доблестный, князь Андрей погубил свой смысл невоздержанием», т.е. недостатком самообладания. Проявив в моло­дости на юге столько боевой доблести и политической рассудительности, он потом… наделал немало дурных дел: собирал и посылал большие рати грабить то Киёв, то Новгород, раскидывал паутину властолюбивых козней по всей Русской земле из своего тёмного угла на Клязьме… Прогнав из Ростовской земли больших отцовых бояр, он окружил себя такой дворней, которая в благодарность за его барские милости отвратительно его убила и разграбила его дворец. Он был очень набожен и нищелюбив, настроил много церквей в своей области, перед заутре­ней сам зажигал свечи в храме, как заботливый церковный староста, велел разво­зить по улицам пишу и питьё для больных и нищих, отечески нежно любил свой город Владимир, хотел сделать из него другой Киёв, даже с особым, вторым рус­ским митрополитом, построил в нём известные Золотые Ворота и хотел неожи­данно открыть их к городскому празднику успения Божьей матери, сказав боярам: «Вот сойдутся люди на праздник и увидят ворота»… В лице князя Андрея велико­росс впервые выступал на историческую сцену, и это выступление нельзя при­знать удачным».

Из «Слова о полку Игореве»

«…Тогда великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: «О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать. Но без чести вы одолели, без чести кровь поганую пролили. Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и в отваге закалены. Что же сотворили из моей серебряной седины? А уже не вижу власти сильного, и богатого, и обильного воинами брата моего Ярослава, с черни­говскими боярами. Но сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим». …Великий князь Всеволод! Не думаешь ли ты прилететь издалека, отчий золотой престол поблюсти? Ты ведь можешь Волгу вёслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать. Ты, буйный Рюрик, и Давыд! …Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Рус­скую, за раны Игоря, буйного Святославовича! Галицкий Осмомысл Ярослав! …Грозы твои по землям текут, отворяешь Киеву ворота, стреляешь с отцовского золотого престола салтанов за землями. Стреляй же, господи, Кончака, поганого раба, за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославовича!»»

Дополнительные материалы

  1. Назови годы правления Владимира Мономаха
  2. При каких обстоятельствах Владимир Мономах вошел на престол?
  3. Назови год Любечского съезда. С какой целью он был созван?
  4. Вспомни, где на карте расположен Любеч
  5. Назови годы правления Мстислава Великого
  6. Какие три княжества были наиболее сильными в период раздробленности? Охарактеризуй каждое княжество (расположение, климат, основное занятия, система управления)
  7. Назови год объединения Галича и Волыни. Кто объединил эти города?
  8. Назови всех известных нам князей Владимиро-Суздальского княжества
  9. В каком году произошло первое упоминание о Москве?Когда Владимир стал столицей Владимиро-Суздальского княжества?
  10. Кто убил Андрея Боголюбского?
  11. При ком произошел расцвет Владимиро-Суздальского княжества?
  12. Вспомни все о системе управления в Новгородской республике
  13. Назови функции посадника, тысяцкого, архиепископа и князя в Новгороде
  14. В каком году был изгнан последний Новгородский князь и была установлена боярская республика? Как звали этого князя?
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: