Как мы со временем развиваемся, меняемся, какие-то навыки приобретаем, а какие-то утрачиваем, так и общество в целом и все отдельные его подсистемы, институты находятся в состоянии непрерывного изменения и развития. А что вообще подразумевается под «развитием общества» и в виде чего мы можем его наблюдать?
Развитие общества – это необратимое, направленное, закономерное изменение, при котором в обществе происходят качественные сдвиги, преобразуются социальные связи.
В каких направлениях может развиваться общество?
Очень часто «развитие» общества ошибочно приравнивают к «общественному прогрессу». Но на самом деле общество может развиваться как в направлении прогресса, так и в направлении регресса. Разберемся в этих понятиях.
Общественный (социальный) прогресс – это направление развития общества от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Общественный регресс– это направление развития общества от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному.
Как ученые подходят к изучению истории развития общества?
Основатели цивилизационного подхода исходили из того, что главной «единицей» общественно-исторического прогресса являются самостоятельные, достаточно замкнутые (локальные) общности – цивилизации.
Цивилизация – это своеобразие духовной и социальной жизни той или иной группы стран, народов на определённом этапе развития.
При этом каждая цивилизация проходит свой путь исторического развития: зарождается, достигает расцвета, клонится к упадку и исчезает.
Формационный подход же основывается на «стадиальности» в общественном развитии, т.е. выделяются ступени «роста» общества – формации.
Формация (общественно-экономическая формация)– это ступень в развитии общества, определяемая уровнем развития производственных сил. При этом у каждой формации есть свои характеристики – базис общества и надстройка общества.
Базис – это совокупность производственных отношений, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления.
Надстройка – это совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных отношений, учреждений, взглядов.
Согласно подходу, переход от одной формации к другой вызывается противоречиями, возникающими в способе производства: развившиеся производительные силы требуют изменений в экономических отношениях (базисе общества), а затем и в надстройке общества. Т.е. производство достигает более высокого уровня развития и вследствие этого становятся необходимы изменения в экономических отношениях общества, которые, в свою очередь, влекут преобразования и в других сферах общественной жизни.