Практически во всех современных экономических системах государство использует различные рычаги для воздействия на экономику. Где-то государственное регулирование происходит в бо́льших масштабах, где-то – в меньших, но, как показывает практика, совсем без его вмешательства экономика эффективно развиваться не может. Почему же государственный контроль так важен для экономики? Не лучше ли предоставить полную экономическую свободу производителям?
Рынок способен самостоятельно и эффективно решать многие экономические проблемы общества, но есть несовершенства рыночных механизмов, которые государство вынуждено компенсировать.
К основным несовершенствам рынка относятся:
— Рынок не способен противостоять монополизации;
— Рынок не способен вообще или в необходимом количестве производить общественные блага;
— Рынок не обеспечивает социальных гарантий населению;
— Рынок не обеспечивает полного информирования общества об экономической ситуации в стране;
— Рынок непригоден для устранения внешних эффектов;
— Рынок развивается циклически: периодически повторяются кризисы.
Именно из-за этого возникает необходимость во вмешательстве государства и проведении грамотной экономической политики.
Экономическая политика государства – это процесс реализации экономических функций государства путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей.
Основными экономическими целями любого правительства являются:
— Стимулирование экономического роста;
— Создание условий экономической свободы (право хозяйствующих субъектов самим выбирать форму и сферу экономической деятельности, методы ее осуществления и использования дохода от нее);
— Обеспечение экономической безопасности и экономической эффективности (способность всей экономики получить максимальный результат из имеющихся ограниченных ресурсов)
— Забота об обеспечении полной занятости (каждый, кто может и хочет работать, должен иметь работу)
— Оказание помощи тем, кто не может себя обеспечить
Для достижения всех этих целей существует два типа задач: текущие и перспективные. К текущим задачам относятся, например, сбор налогов, финансирование государственных расходов, оперативное регулирование экономики; к перспективным же – ускорение экономического роста, привлечение инвестиций и изменение отраслевой структуры экономики.
Экономические цели и задачи государства определяют его важнейшие функции в экономической жизни:
Две последние функции стоит рассмотреть более подробно.
Что такое общественные блага?
Общественные блага – это товары и услуги, которыми люди пользуются совместно и которые не могут быть закреплены в чьей-то частной собственности.
К отличительным признакам относится то, что они:
— одинаково доступны для всех людей;
— за пользование ими, как правило, не взимается плата;
— производство невыгодно для частного предпринимательства или не может быть организовано только на его основе.
Общественными благами являются, например, оборона, бесплатное образование, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, парков содержание армии и правоохранительной системы, содержание органов государственной власти и т.п.
Производство данных услуг невыгодно для частных производителей или не может быть организовано только на их основе, поэтому предоставление общественных благ и берет на себя особая «фирма» под названием «государство».
А что означают внешние эффекты в экономике?
Рынок также не выгодно самостоятельно устранять внешние (побочные) эффекты, поэтому и этим занимается государство.
Внешние (побочные) эффекты – ущерб или выгода от производства определенного блага, который приходится нести людям, фирмам, непосредственно не участвующим в купле-продаже и потреблении этого блага.
Существуют отрицательные и положительные внешние эффекты:
Отрицательные эффекты неблагоприятно воздействуют на интересы третьих лиц и чаще всего связаны с экологическими проблемами. Представьте целлюлозно-бумажный комбинат, который выбрасывает в атмосферу химические соединения, увеличивающие вероятность заболевания раком у людей, уничтожающие флору и фауну вокруг. Это пример отрицательного внешнего эффекта для населения, живущего неподалеку с этим комбинатом. Комбинат руководствуется эгоистичными соображениями и стремится максимизировать прибыль, сократив издержки на очистных сооружениях. Что же поможет населению? Вмешательство правительства. Государство создает организации, которые отслеживают ситуации возникновения отрицательных внешних эффектов, и если комбинат из нашего примера не укладывается в нормативы допустимых выбросов, то ему могут выписать штраф или даже прекратить его деятельность.
Но если этот же целлюлозно-бумажный комбинат на свои средства проложит дорогу, которой смогут пользоваться жители, не имеющие никакого отношения к его деятельности, то это будет пример положительного эффекта.
Вернемся к экономической политике государства. В ней можно выделить два основных направления:
Воздействовать на экономику государство может и разными механизмами – посредством прямого или косвенного регулирования.
Схематично это можно представить следующим образом:
Сущность прямых мер заключается в непосредственном, прямом воздействии на экономические процессы при помощи административных (административно-правовых) методов влияния. К таким методам относятся, прежде всего, законодательная деятельность государства, расширение госзаказов, развитие госсектора в экономике и др. В случае прямого регулирования хозяйствующие субъекты должны ориентироваться не на свой выбор, а на прямые указания государства.
Косвенное же регулирование отличается тем, что государство лишь создает предпосылки для принятия хозяйствующими субъектами желаемого решения (которое будет соответствовать направлениям экономической политики), а не вмешивается напрямую. Подобное регулирование основывается преимущественно на экономических методах, и осуществляется с помощью инструментов монетарной и фискальной политики.
Фискальная политика проводится государством при помощи налоговой системы и может быть стимулирующей или сдерживающей. Если, например, экономика страдает от высокой инфляции, то для ее снижения необходимо увеличить налоги и тем самым снизить экономическую активность хозяйствующих субъектов – то есть провести сдерживающую фискальную политику. И, напротив, при спаде производства государство снижает налоговое бремя и способствует, таким образом, стимулированию экономики.
С монетарной политикой немного сложнее: ее основными инструментами являются определение учётной ставки процента (процент, под который ЦБ выдает деньги другим коммерческим банкам), установление нормы обязательных резервов (количество средств,которые каждая кредитная организация обязана хранить на депозите в ЦБ или в виде наличных денег в собственных хранилищах) и операции на рынке ценных бумаг, которыми располагает Центральный Банк.
Цель денежно-кредитной политики – обеспечение такого уровня внутреннего производства, при котором наблюдаются полная занятость ресурсов и низкая инфляция.
В зависимости от экономической ситуации в стране ЦБ может проводить политику «дешёвых» или «дорогих»денег. Политика «дешевых» денег направлена на оживление деловой активности и стимулирование экономического роста посредством увеличения предложения денег и удешевления кредита (то есть удешевления денег). При такой политике ЦБ снижает учетную ставку и норму обязательных резервов, благодаря чему коммерческие банки начинают выдавать кредиты фирмам и населению под более низкий процент, а также активно приобретает ценные бумаги предприятий, тем самым обменивая их на деньги, которые фирма сможет использовать для своего развития.
В политике «дорогих» денег все с точностью наоборот: если неграмотная политика «дешевых» денег могла привести к инфляции (обесцениванию денег), то политика «дорогих» направлена на борьбу с инфляцией. Для этого ЦБ повышает учетную ставку и норму обязательных резервов, из-за чего кредиты коммерческих банков становятся дороже и, соответственно, желающих их взять становится меньше, а также продает фирмам облигации (ценные бумаги). Эти действия позволяют изъять излишнее количество денег из обращения и сократить уровень инфляции.