Конспект по теме «Русско-японская война»

Даты

1894–1917 гг. – Правление Николая II.
1904–1905 гг. – Русско японская война.
1904 г., август. – Сражение под городом Ляоян.
1904 г., сентябрь. – Сражение на реке Шахэ.
1905 г., февраль. – Поражение русской армии под городом Мукденом.
1905 г., май. – Гибель русского флота возле острова Цусима.
1905 г., август. – Заключение Портсмутского мирного договора по итогам русско японской войны. Россия уступала Японии южную часть Сахалина, арендные права на Ляодунский полуостров и Южно Маньчжурскую железную дорогу.

Термины

Маньчжурия — северо-восточная провинция Китая, основной театр военных действий между Японией и Россией в 1904–1905.
Портсмутский мир — подписан между Россией и Японией об окончании войны в городе Портсмут, США 23 августа (3 сентября) 1905, Российскую сторону представлял председатель Кабинета министров Витте, японскую — министр иностранных дел Комура, посредником служил президент США Теодор Рузвельт (однофамилец президента военных лет).

Роли личности

1. Ключевую роль в этом событии сыграл С. Витте. Он прибыл на переговоры в г. Портсмут, также настоял на исключении условий по уплате контрибуции Японии, а также подписал мирный договор.
2. Рожественский Зиновий Петрович — В апреле 1904 назначен в чине вице-адмирала командующим 2-й Тихоокеанской эскадрой, которую повел на Дальний Восток.
Опытный моряк с сильной волей, он довел эскадру без потерь до боя, однако сам бой организовать не смог. Не показал флотоводческого таланта, отличался деспотичным и заносчивым нравом, пренебрегал мнением младших флагманов и командиров кораблей. В начале Цусимского боя был ранен, попал позже в плен.

Из доклада министра земледелия и государственных имуществ A.C. Ермолова

«Брожение замечается почти повсеместно, горючие элементы накопляются повсюду, и достаточно одной искры, чтобы произвести взрыв. В последнее время распространяются слухи о предстоящей мобилизации; есть все основания опасаться, что такая мобилизация сможет во многих местах послужить поводом к беспорядкам, в особенности, если она будет производиться на тех же основаниях, как и бывшие до сих пор мобилизации, при которых в отдельных уездах призывались запасные очень старых разрядов и притом многосемейные, в то время как в других уездах, рядом, призыва вовсе не было, а также если мобилизация совпадёт со временем самых горячих полевых работ. Нельзя скрывать от себя, что война на Дальнем Востоке никакою популярностью среди населения не пользуется, что никакого подъёма патриотического чувства в народе нет и не было, что народ только подавлен тяжёлыми для него последствиями этой войны и вместе с тем на него самым угнетающим образом действуют слухи о наших военных неудачах. Возвращающиеся с Дальнего Востока раненые, распространяя слухи о понесённых нами поражениях, только ещё более возбуждают население против этой войны, продолжение которой должно будет, однако, потребовать от народа ещё новых и более тяжких жертв, притом в народе распространено убеждение, что и все эти жертвы пользы не принесут, что отправляемые в действующую армию посылки и пожертвования по назначению не доходят и т.д. Нельзя не опасаться, что призванные при таком настроении народа в войска внесут деморализацию и в среду самой нашей армии.

Вот то положение, которое Россия переживает ныне, и то, что может нам ещё в будущем угрожать. Не подлежит сомнению, что все эти явления угрожают внутреннему благосостоянию государства».

1. Укажите название войны, о которой идёт речь, и её хронологически рамки.

2. Как относилось обществ к войне? Приведите не менее трёх причин, способствовавших, по мнению автора, формированию такого отношения.

3. Какую позицию в отношении продолжения войны занимает автор докладной записки? Каковы его аргументы? Назовите не менее трёх аргументов.

Из письма германского императора Вильгельма II русскому царю

«Я следил за каждым движением эскадры адмирала Рожественского. Это была с твоей стороны крупная ставка, с честью проигранная. Он [Рожественский] сделал всё, от него зависящее, чтобы исполнить твои желания, но провидение судило иначе, и он храбро встретил поражение, оставаясь верным до конца своему повелителю. Я глубоко сочувствую и ему, и тебе. С чисто военно-стратегической точки зрения поражение… отнимает всякую надежду на то, чтобы счастье повернулось в твою сторону; японцы теперь могут беспрепятственно перебрасывать в Маньчжурию сколько угодно резервов, свежих войск, военных припасов и т.д. для осады Владивостока, который едва ли будет в состоянии долго сопротивляться без поддержки флота. Для того чтобы вернуть армии [сухопутной] её прежнюю боевую силу, нужно, по крайней мере, 3 или 4 свежих армейских корпуса, но даже и при этом условии было бы трудно предсказать, каков будет результат и будет ли новое крупное сражение успешнее прежних. Конечно, формально можно даже при таких неблагоприятных обстоятельствах продолжать войну ещё некоторое время, но нельзя упускать из вида человеческую сторону дела. Твоя страна послала тысячи своих сынов на фронт, где они умерли или заболели и на всю жизнь остались калеками. Как я писал тебе в своём последнем письме от 6-го февраля, война очень непопулярна, и народ видит, что его сыны и отцы
против воли оставляют свои дома, чтобы идти сражаться за дело, которому они… не сочувствуют».

1. Укажите название морского сражения, упоминаемого в письме, и в каком году оно произошло.

2. Каковы были причины войны, о ходе которой говорится в письме? Назовите не менее трёх причин.

3. На основе текста и знаний по истории приведите не менее трёх причин, по которым Россия была вынуждена пойти на переговоры о мире.

Из мирного договора

«Статья I. Мир и дружба пребудут отныне между их величествами императором всероссийским и императором Японии, равно как между их государствами и обоюдными подданными…

Статья VI. Российское императорское правительство обязуется уступить императорскому японскому правительству без вознаграждения, с согласия китайского правительства, железную дорогу [Харбин — ПортАртур]…

Статья VII. Россия и Япония обязуются эксплуатировать принадлежащие им в Маньч-
журии железные дороги исключительно в целях коммерческих и промышленных, но никоим образом не в целях стратегических…»

1. Как называется мирный договор, статьи которого приведены в задании? Когда он был подписан?

2. Назовите две серьёзные территориальные уступки, сделанные Россией по итогам подписания данного документа. Какие обязательства брала на себя Россия по КВЖД и Япония по ЮВЖД в отношении использования этих железных дорог?

3. Укажите не менее трёх причин начал вооружённого конфликта между Россией и Японией.

Вопросы на повторение

1. В годы правления какого императора произошла Русско-японская война? Как император и его ближайшее окружение относились к возможности войны? Как ты оцениваешь такое отношение в стратегическом плане?
2. Какие причины конфликта ты можешь выделить? Назови территории и объекты, из-за которых Россия и Япония конфликтовали?
3. С каких событий началась война? Кто был её инициатором? Какие сражения были первыми?
4. Где находится Порт-Артур? Какое стратегическое значение имел данный порт? Какие события в противостоянии двух стран были связаны с данным портом? Кто руководил обороной данного порта?
5. Вспомни сражение под Мукденом. Когда оно произошло? Как развивались события на данном фронте? Какие итоги данного сражения ты можешь выделить?
6. Откуда прибыл флот для Цусимского сражения? Кто им руководил? Назови итоги события.
7. Назови причины поражения России в русско-японской войне. Какая третья сторона участвовала в заключении мирного договора? Где и когда он был заключен?
8. Какие условия мирного договора ты можешь выделить? Кто представлял интересы России при заключении мирного договора?
9. Каким образом Русско-японская война и её итоги повлияли на Российскую политику? Попробуй выделить минусы и плюсы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: