Каждый человек нуждается в тех или иных благах, и если он не может произвести эти блага сам или ему выгоднее купить их, он становится участником рыночных отношений.
Рынок – это совокупность экономических отношений, проявляющихся в сфере обмена, а также условий, благодаря которым продавцы и покупатели находят друг друга и могут совершать сделки.В структуре рынка выделяютсубъекты – тех, кто вступает в отношения купли-продажи (например, государство, фирмы, домохозяйства и др.) и объекты – то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи (сюда относятся блага и услуги, факторы производства, технологии, идеи и др.).
Рынок – сложный экономический механизм, который формировался на протяжении нескольких тысяч лет в результате постепенного преобразования натурального хозяйства. Сейчас он выполняет ряд важнейших функций:
Спрос обычно представляют в форме кривой спроса, которая обозначается буквой D (от англ. Demand – спрос) (P – цена товара, Q – количество товара).
На спрос воздействует ряд неценовых факторов:
— Вкусы и предпочтения потребителей
— Мода
— Доходы потребителей
— Число потребителей на рынке
— Цены на сопряжённые товары
— Реклама
— Изменение полезности
— Гарантийный сервис
— Ожидание изменения цен и др.
Закон спроса выражает зависимость спроса от цены: при прочих равных условиях с ростом цены величина спроса падает.
Какие плюсы и минусы есть у разных экономических систем?
Предложение формируется на стороне продавца: продавец предлагает к продаже свой товар.
Предложение – сложившаяся на рынке в определенный период времени зависимость количества товара определённого вида, который производители/продавцы готовы предложить, от цен, по которым этот товар может быть продан.
Предложение обычно представляют в форме кривой предложения, которую обозначают буквой S (от англ. supply – предложение).
На предложение, как и на спрос, влияют различные неценовые факторы:
— Уровень технологии
— Цены на ресурсы
— Величина налогов и дотаций
— Количество производителей
— Ожидания изменения цены
— Цены на другие товары и др.
— Ожидание изменения потребления
Экономисты сформулировали и закон предложения: при прочих равных условиях с ростом цены величина предложения возрастает.
Что такое равновесная цена?
Одним из важнейших условий функционирования рынка является свободное ценообразование. Продавцы могут свободно устанавливать цены, а покупатели – делать выбор: покупать товар по предложенной цене или нет. Именно цены связывают продавца и покупателя и определяют отношения между ними.
Ситуацию на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену, экономисты называют рыночным равновесием.Цена, по которой заключается реальная сделка купли-продажи, называется равновесной ценой. Равновесная (рыночная) цена позволяет уравновесить спрос и предложение на выгодном для участников рынка уровне: производители продают товар с прибылью, потребители приобретают его по требуемому качеству и цене. Так достигается состояние равновесия на рынке.
Как решать задания с графиками без ошибок?
Нужно всего лишь следовать алгоритму:
1. Увидеть, какой рынок
Рынок обуви, стройматериалов, недвижимости и тд.
Понять специфику.
2. Спрос или предложение? Растёт или падает?
Посмотреть по графику: спрос (D) / предложение (S)
Направление движения: растёт / падает
3. Войти в роль
Если задание на спрос, представь себя потребителем.
Если на предложение – производителем.
4. Найти те факторы, которые нужны
Если спрос / предложение растёт, найти факторы роста.
Если уменьшается – факторы падения.
5. Выбрать правильные варианты ответа и всё перепроверить Внимательнее!
Потренируемся на конкретном примере из открытого банка ФИПИ?
На рисунке отражено изменение предложения комнатных растений на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение – S1. (P – цена; Q – количество.)
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- уменьшение стоимости удобрений для комнатных растений
- появление более экономичной технологии выращивания комнатных растений
- введение запрета на импорт комнатных растений
- массовые заболевания комнатных растений
- увеличение количества продавцов комнатных растений
Следуем алгоритму:
1. Рынок комнатных растений (написано в условии)
2. Предложение (написано в условии) растет (смотрим график: стрелка вправо)
3. Входим в роль и представляем себя производителями (т.к. функция предложения)
4. Ищем факторы, которые нужны:
Уменьшение стоимости удобрений для комнатных растений: чем меньше затраты на выращивание растений, тем больше мы сможем произвести за те же ресурсы???? предложение вырастет, пункт подходит
Появление более экономичной технологии выращивания комнатных растений: как и в первом пункте, меньше затраты – больше производство, вариант подходит
Введение запрета на импорт комнатных растений: импорт – ввоз товаров из-за границы; запрет на ввоз растений сократит количество продавцов на рынке (инострашки не смогут продавать) ???? предложение упадет, пункт не подходит
Массовые заболевания комнатных растений – очевидно, что это приведет к сокращению предложения, пункт не подходит
Увеличение количества продавцов комнатных растений – чем больше продавцов на рынке, тем больше товара они могут нам предложить (один продавал 100 цветков, а три будут продавать уже 300) ???? предложение вырастет, пункт подходит.
Внимательно перепроверяем, не допустили ли ошибку в рассуждениях. Если все хорошо, то записываем ответ: 125