Конспект по теме «Внешняя политика второй половины XIX века»

Даты

1825–1855 гг. – Правление Николая I.
1826–1828 гг. – Русско-иранская война.
1828 г. – Заключение Туркманчайского мира по итогам русско-иранской войны. Гибель А. С. Грибоедова.
1828–1829 гг. – Русско-турецкая война.
1829 г. – Заключение Адрианопольского мира по итогам русско-турецкой войны.
1853–1856 гг. – Крымская война.
1853 г., ноябрь. – Сражение при Синопе.
1855–1881 гг. – Правление Александра II.
1856 г. – Парижский конгресс.

Даты всемирной истории

1830 г. – Революция во Франции.
1836-1848 гг. – Чартистское движение в Англии.
1848-1849 гг. – «Весна народов»: революции в европейских странах.

Роли личности

1. Ф. Паскевич – Русско-турецкая война 1828-1829: Ключевую роль в этом событии сыграл И. Ф. Паскевич, который вернулся с фронта на Кавказе и начал осаждать крепость Эрзерум. Он со своей армией нанёс поражение османам в нескольких боях, после чего Паскевич потребовал капитуляции города и Эрзерум сдался. По итогу, И.Ф. Паскевич получил орден Святого Георгия 1 степени. Паскевич в подавлении Венгерского восстания — разработал тактику ведения боев на вражеской территории. В частности не ввязывался в крупные сражения, давая возможность местным австрийским войскам громить восставших. В итоге с наименьшим кровопролитием с обеих сторон русской армии удалось добиться капитуляции повстанцев.

2. Грибоедов – добился значительных успехов на этом поприще, подготовил выгодный для России Туркманчайский мир. В марте 1828 г. русский дипломат привёз в Петербург документы мирного договора.

Из воспоминаний очевидцев событий (XIX в.)

«Наши отважные и уверенные в себе моряки, недавние синопские победители, полагали, что внезапным нападением на обременённого десантом неприятеля можно было произвести в нём страшное смятение и окончательно разгромить его. Душой этой мысли был В. А. Корнилов; того же мнения держался П. С. Нахимов… Горячее желание моряков померяться с врагами, собравшими все усилия против России, не исполнилось. Князь Меншиков не надеялся, чтобы наш парусный флот мог состязаться с неприятельским, преимущественно паровым… Но князь Меншиков! Где были его проницательность и предусмотрительность? Обстоятельства дают ему год времени… обдумывать своё положение и свои действия — и всё ограничивается преимущественно флотом и портом, где главная работа всё же оставалась за Корниловым. Между тем общих изменений во флоте нельзя было сделать: заменить паруса винтами было неоткуда».

«Недостаток в разрывных снарядах и мортирах большого калибра был для нас весьма ощутителен, так что мы прицельными своими выстрелами только могли вредить неприятельским пушечным батареям, мортирным же не могли сделать почти ничего».

«Совершён был вокруг южной оборонительной линии крёстный ход, по окончании которого Корнилов обратился к войскам с энергическою речью, заключив её следующими замечательными словами: «Знайте, ребята, что отступления не будет, и если кто услышит, что я скомандую отступление, — пусть меня заколет». С необыкновенным воодушевлением были приняты слова Корнилова. «Умрём за родное место», — отвечали севастопольцы».

«Считаю нелишним сказать несколько слов о храбрости наших солдат. Мы, офицеры, не только любили и уважали их, но мы с ними сроднились… Они, видя весь ужас положения, страдали тою же сердечною скорбью об исходе осады, как и мы.

— Молодцами они были все, в особенности наши матросы, которых к несчастию осталось под конец весьма мало».

1. В царствование каких императоров велась война, о которой говорится в отрыв ках? Назовите не мене двух стран-союзниц, воевавших против России.

2. Как очевидцы событий относились к своим соратникам, защитникам города? На основании приведённых отрывков укажите не менее трёх проявлений их отношения.

3. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх причин поражения России в указанной войне.

Из воспоминаний очевидцев событий (XIX в.)

«Горько было на сердце, когда я, сотворив крестное знамение, снова ступил на эту землю, политую кровью моих друзей и собратий… Привидением казался мне Малахов курган… Давно ли здесь распоряжались Нахимов, Истомин, Хрулёв? Давно ли здесь повсюду видны были русские шинели, звучала родная речь?.. Никто из нас и подумать не мог, что будут здесь и другие властители, и сами явимся здесь гостями…»

«С каждым часом делается всё труднее и труднее… видеть ежеминутно перед собою страдания людей… Но досаднее всего это то, что на каждый наш выстрел неприятели отвечают десятью. Наши заводы не успевают делать такого количества снарядов,какое нужно выпускать, чтобы нанести хоть небольшой вред неприятелю; и кроме того, подвоз на телегах гораздо неудобнее, чем подвоз на пароходах, на которых неприятель доставляет всё, что только ему нужно… Ни в одну войну не пролито столько крови, сколько в эту… Досадно видеть, что противники наши обладают такими средствами, какими мы — не в состоянии… Грустно было оставлять Севастополь, так долго нами защищаемый…»

1. Укажите название и даты начала и завершения войны, о событиях которой идёт речь.

2. Назовите не менее трёх причин поражения России в названной войне. Для ответа используйте отрывки из писем и знания по истории.

3. Какое чувство испытывал защитник Севастополя, вынужденный оставить город? Чем, по мнению авторов воспоминаний, объясняется это чувство? Приведите не менее трех положений.

Дополнительные материалы

1. Вспомни годы правления Николая Первого.

2. Какие причины русско-иранской войны ты можешь выделить? Назови основные события. Что стало следствием данной войны? Какие территории перешли России после войны?

3. Какую роль в событиях русско-иранской войны сыграл писатель Грибоедов? Вспомни, почему он погиб.

4. При каких обстоятельствах началась русско-турецкая война? Что послужило причиной? Какие основные события ты можешь назвать? Что стало итогом данной войны?

5. Что стало причиной Крымской войны?
Какие предпосылки ты можешь выделить?
Вспомни основные события.
Какие русские командующие прославились во время данной войны?
Кто противостоял России в данной войне на начальных этапах? Какие противники
появились на поздних этапах?
Какой город держал длительную оборону?
Каковы итоги данной обороны?
В чем ты видишь причину поражения русской армии в данной войне?
Как назывался мирный договор, заключенный по итогам войны?
Какое историческое влияние имела данная война? Какие реформы стали следствием поражения?

6. Оцени внешнюю политику Николая 1 – удачная ли она была? В чем были положительные стороны? В чем были отрицательные стороны?

7. Во время каких внешнеполитических событий закончилась жизнь Николая 1? Кто стал приемником?

8. В чем отличается внешняя политика Александра 1 и Николая 1? В чем их сходство?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: