Уважаемые участники Олимпиады!

Предлагаем вам выполнить ряд заданий и определить уровень собственного литературного кругозора. Задания рассчитаны на знание теории и истории литературы, текстов художественных произведений, умение анализировать поэтический текст.

На выполнение всех заданий вам отводится 2 астрономических часа. Внимательно читайте формулировку заданий. Текст задания переписывать не нужно, достаточно указать номер. На чистовике задания выполняются по порядку. Максимальное количество баллов, которые вы можете набрать — 50.

Надеемся, что выполнение предложенных заданий будет для вас полезным и интересным занятием.

Желаем успешной работы!

Теория литературы

1. Перед вами рондо двух поэтов. Напишите литературоведческую статью об этой форме поэзии для справочного интернет — ресурса (например, Википедии). (4 балла)

А.П.Сумароков

Рондо

Не думай ты, чтоб я других ловила

И чью бы грудь я взором уязвила.

Напрасно мне пеняешь ты, грубя.

Я та же всё. Не возмущай себя,

Хотя твое я сердце растравила.

Любовь меня еще не изрезвила,

Неверности мне в сердце не вдавила.

И что горю другим я кем, любя,

Не думай ты.

Изменою я мыслей не кривила,

Другим любви я сроду не явила,

Свободу кем и сердце погубя,

Твой страхом дух я тщетно удивила,

Но, чтоб любить я стала и тебя,

Не думай ты.

М. Кузьмин

В начале лета, юностью одета,

Земля не ждет весеннего привета,

Не бережет погожих, теплых дней,

Но, расточительная, все пышней

Она цветет, лобзанием согрета.

И ей не страшно, что далеко где-то

Конец таится радостных лучей,

И что не даром плакал соловей

В начале лета.

Не так осенней нежности примета:

Как набожный скупец, улыбки света

Она сбирает жадно, перед ней

Не долог путь до комнатных огней,

И не найти вернейшего обета

В начале лета.

Знание текстов художественных произведений

2. Установите соответствие между автором – произведением – персонажем. (6 баллов)

Ф.М.Достоевский

«Гроза»

Матрёна Корчагина

А.С.Грибоедов

«Борис Годунов»

Макар Девушкин

А.С.Пушкин

«Бедные люди»

Кулигин

Н.В.Гоголь

«Кому на Руси жить хорошо»

Софья Павловна

Н.А.Некрасов

«Мертвые души»

Приятная во всех отношениях дама

А.Н.Островский

«Горе от ума»

отец Пимен

История литературы

3. Петербургский альманах ??? – одно из самых интересных периодических изданий первой четверти XIX в. Составители сумели в одной небольшой книжке карманного формата отразить современное состояние русской литературы. Практически все лучшие русские писатели приняли в нём участие. Впервые авторам именно этого издания был заплачен гонорар. Как назывался этот альманах?

(4 балла)

4. Какое литературное направление возникло в Европе во второй половине 18 века, а в русской литературе не нашло широкого применения. Отстаивая идеи этого направления, князь П.И. Шаликов в «Путешествии в Малороссию» изобразил жизнь крестьян, полную довольства, веселья, радости, а Карамзин утверждал в своём произведении «…И крестьянки любить умеют». (3 балла)

5. В 1993 году Юрий Лотман, советский литературовед, культуролог и семиотик, стал лауреатом академической премии им. А. С. Пушкина за комментарий одного из самых известных романов русской классической литературы. Укажите произведение, о котором идёт речь, и его автора. (2 балла)

Литература и другие виды искусства

6. МЕТЕЛЬ в художественном произведении символизирует и природное явление, и вторжение «потусторонних» недобрых сил в жизнь человека, и смятение души, сумятицу чувств, мятущихся эмоций, морочащих человека, заметающих разум мерцающей пеленой, затмевающих и заглушающих голос рассудка и то главное, что должно вести личность по прямой дороге добра и человечности. Мы встречаем этот символ в повести А.С.Пушкина «Метель».

А) Какой композитор написал музыкальные иллюстрации к этой повести? (4 балла)

Б) Какие произведения русских классиков, в которых встречается образ метели, вы знаете (укажите автора и произведение)? (Максимально — 5 баллов)

7. В своих многочисленных произведениях он воспел красоту Кавказа как поэт и как художник. Рисунки, картины, наброски — все это было формой выражения его творческого дара, так же как стихи и проза. Назовите имя этого известного русского писателя XIX века. (2 балла)

Анализ художественного текста

8. Напишите полный анализ стихотворения А.А.Фета «На заре ты её не буди…», отражая идейно-тематическое своеобразие, художественные средства и технику произведения. (Максимально — 20 баллов)

А.А.Фет

На заре ты ее не буди…

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Всё бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее, не буди…

На заре она сладко так спит!

1842 г.