Внутренний мир человека включает две важные составляющие: разум и чувства. Каждый из нас действует по велению того или иного. Как же все-таки лучше поступать? Слушать свое сердце или выполнять команды разума? Этот насущный вопрос мучил и продолжает мучить большинство людей. Проблема соотношения разума и чувства находит яркое воплощение в классической литературе. Нельзя найти ни одного произведения, в котором об этом не говориться. Одних героев ведет чувство, других разум. Эти две составляющие приходят в непримиримое противоречие.
Яркое подтверждение этому мы находим в рассказах Ивана Алексеевича Бунина о любви. Теме любви он посвятил много произведений, большая часть которых вошла в сборник «Темные аллеи». Рассказы не обладают сложным сюжетом, но несут в себе целый поток чувств, эмоций и впечатлений. Это проявляется в таких произведениях, как «Солнечный удар», «Легкое дыхание», «Митина любовь». Мне бы хотелось остановиться на рассказе «Темные аллеи». В данном рассказе повествуется об истории любви молодых людей. Они встречаются, спустя тридцать лет и из их разговора мы узнаем, что они любили друг друга в юности. Он был барином, а она крепостной девушкой. Они были вместе, Николай Алексеевич читал Надежде стихи, но после, уехав, он предал любовь. Девушка, напротив, не могла изменить своему чувству и так и не вышла замуж. Она говорит, что как не было у нее ничего дороже Николая Алексеевича в ту пору, «так и потом не было». Узнав это, герой сам понимает, что Надежда была самым дорогим в его жизни, но даже мысль о том, что он мог прожить с ней всю жизнь, приводит к осознанию того, что он поступил правильно, что видеть ее рядом с собой в качестве жены и матери своего сына он не хочет и не может. Сословные предрассудки имели для него слишком большое значение. Всеми действиями Надежды движут чувства, а Николая Алексеевича ведет по жизни разум.
В произведениях Бунина истинные чувства всегда трагичны. Чувства героев противоречивы. С одной стороны, это счастье, которое переполняет человека, заставляет забыть обо всем остальном. Но с другой – любовь вызывает некую печаль, ведь чаще всего она не может существовать по тем или иным причинам. Она обрушивается на человека, словно солнечный удар и, уходя оставляет глубокий след в душе, как самое яркое, главное событие в жизни. Бунину, как никому другому, удалось создать собственную энциклопедию любви.
Похожую ситуацию можно найти в произведении Антона Павловича Чехова «Вишневый сад». Ярким примером героя, в основе поведения которого лежат чувства является Раневская, а Лопахина ведет разум. На протяжении всего произведения мы видим, как расточительна Любовь Андреевна по отношению к деньгам, которых критически не хватает в настоящее время, не практична в обыденной жизни. Она очень сентиментальна и мечтательна, постоянно находится под влиянием своих чувств, идет на поводу у своей любви, хотя понимает, что она губительна для нее. Она не слышит никого, даже своих родных и близких, уезжает в Париж, оставляя дочерей в России. Мы видим, к чему это приводит: героиня лишается самого дорогого, того, что хранило теплые воспоминания о прошлом в течение всего пребывания ее за границей, своего любимого вишневого сада. В данном случае, лучше было бы прислушаться к разуму.
Примером разумного человека в данной пьесе является образ Лопахина. Этот герой является человеком новой эпохи, в отличие от всех членов семьи Любови Андреевны. Лопахин действует под влиянием разума и логики. Но, несмотря на это, он пытается помочь Раневской, герой очень привязан к ней и к ее семье, он ищет способы сохранения вишневого сада, например разделение участка между дачниками. Когда попытки оказываются бессмысленными, Лопахин не упускает возможности самому купить такое красивое имение и тем самым доказать свое высокое положение в обществе. Совершая эту покупку, он как бы предает свою любовь к Любови Андреевне, берущую свое начало из детства. Он с торжеством говорит о том, что если бы был жив его дед и отец, они бы посмотрели на то, как их «битый, малограмотный Ермолай» отличается от них по социальному статусу. И он счастлив, что купил имение, «прекрасней которого ничего нет на свете».
Произведение «Вишневый сад» было новым словом в драматургии. Это пьеса не сюжета, а настроения, в которой практически ничего не происходит. Мы видим поток сознания, мы чувствуем настроение героев, видим, что они очень разъединены, не слышат друг друга, каждый живет своей внутренней жизнью. Сам Чехов говорил, что нервом пьесы является настроение, передающееся через монологи, мимику и жесты. Особенно меня удивило то, что ярко выраженного, привычного нам конфликта нет. Мне кажется, удивительным образом соединяются внешний конфликт (продажа вишневого сада) и внутренний конфликт (невозможность его продать). Соединение внутреннего и внешнего конфликта создает напряженное настроение пьесы.
Прочитав много произведений, я все-таки не нашла ответ на вопрос, что важнее: разум или чувство? Наверное, любая ситуация индивидуальна. Каждый из нас должен сам решать, что ему важнее в настоящий момент, слушать ли ему сердце или разум. Нужно учиться на ошибках, и не только на своих, но и на чужих, например, читая и анализируя произведения русских писателей и драматургов. Я считаю, что классическая литература учит нас понимать важность и отличие чувств от разума. Произведения помогают нам разобраться в себе, а также сделать свою жизнь более разнообразной, насыщенной и полной размышлений.
А. Бабаева