Каждому из нас в жизни может встретиться множество препятствий, преодолевая которые мы становимся смелее, решительнее и сильнее. Проходя путь становления личности через этапы поражения, человек приходит к осознанию того, что победил. Наши личные, даже маленькие, достижения, подобно крупным военным победам, очень значимы для нас самих – они становятся шагом к успеху, к самоутверждению. Но иногда, то что мы изначально принимали за победу, оказывается поражением, а поражение по сути является победой.
В комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» мы видим столкновение старого, консервативного «Фамусовского» общества и нового и прогрессивного декабристского. Чацкий – человек нового общества, новой формации, но его время еще не пришло, так как время Фамусова все еще слишком сильно. Конфликт усугубляется тем, что Чацкий приезжает свататься к Софье, с которой прежде был в отношениях. Несомненно, он надеется на положительный ответ, но получает отказ, ведь у девушки уже есть новый возлюбленный – Молчалин. Поведение Чацкого Софья сочла неуместным и пустила слух о его сумасшествии, и он вынужден был бежать из дома, так как Фамусовское общество оказалось сильнее.
Так кем же является Чацкий в этой ситуации: победителем или побежденным? С одной стороны, он побежден, потому что вынужден уехать, но с другой – победитель, несмотря на то, что в любовном треугольнике Софья выбрала не его, он – человек будущего, более прогрессивный. Она воспитана старым обществом, мечтала о муже-паже, который выполнял бы ее приказы, она не понимает, что Молчалин не любит ее, а лишь хочет поднять свой чин, хотя сам из себя ничего не представляет.
В этом произведении мы не видим ни явных победителей, ни явных побежденных. Путь Чацкого – путь истинного служения народу, он готов отказаться от любимой девушки ради идей, направленных на службу. Он настоящий человек долга, а значит, побеждает, как личность.
Вспоминается еще одно литературное произведение, затрагивающее тему победы и поражения – повесть Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце». Как и все остальные сатирические произведения автора, оно было направлено на изменение хода истории. Герой повести, профессор Преображенский, решается провести эксперимент по пересадке гипофиза человека бродячему псу. Операция дает удивительный результат – пес начинает постепенно превращаться в человека. Так бездомный пес Шарик становится Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, причем, со временем, он все больше походит манерами и поведением на своего «донора» – вора и пьяницу. Все попытки Преображенского и его помощника доктора Борменталя воспитать Шарикова оказываются тщетны. Он буквально рушит жизнь профессора, верившего в победу. В финале повести мы видим, что этот эксперимент приводит к поражению и единственным выходом оказывается лишь возвращение Шарика в исходное положение.
Это произведение ясно дает нам понять, что любое внедрение в природу, в то, что от нас не зависит, приводит к поражению, хотя должно вести за собой прогресс. Читая и анализируя это произведение, мы понимаем, что это может вызвать необратимые последствия в развитии. Под фантастическими идеями лежит основная мысль – нельзя бездумно внедряться в сознание человека и радикальными методами пытаться изменить общество.
Прочитав множество произведений, могу с уверенностью сказать, что любая победа достается нам ценой поражений. Умение преодолевать преграды на пути к своей победе даже после поражения – вот что отличает сильную личность, ведь важно не сдаваться, а идти вперед к своей цели, добиваясь ее изо всех сил.
А. Бабаева