ЧАСТЬ А. Выберите правильный вариант ответа и укажите его букву.
В каком случае неправильно объяснение выбора орфограммы ведет к орфографической ошибке?
г..реть – в корне пишется а, проверочное слово гарь
пр..кратить – приставка пре-, близка по значению к пере- (перестать)
пред..стория – после приставки на согласный пишется Ы, если слово без приставки начинается с И
к..снулась – в корне кос- пишется О, так как дальше нет суффикса –А-
В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?
пр..огромный, пр..вокзальный, пр..помнить
пр..пятствие, пр..одолеть, пр..творить мечту
пр..зирать ложь, пр..гласить, пр..городный
пр..быть в город, пр..своить, пр..подаватель
В каком ряду во всех словах пропущена буква Е:
приб…ру, уб…рать, выж…гать,
выт…рает, заж…гательный, ум…рать;
уп…раясь. выч…тать, д…рется;
ум…реть, забл…стел, расст…лить.
В какой строчке все слова с чередующейся гласной в корне?
р..сли, подг..рела, обж..гать
Ук.зательный, з..ренька, прик..новение
уд..вительный, з..ревать, обм..кнуть
подск..чил, бл..стательный, д..лина
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
св…рливый, застр…ховаться, разг…раться
возр…стной, отр…сль, родон…чальник
разг…дать, неосп…римый, гориз…нтальный
раст…чительный, соприк…саясь, утв…рь
Отметьте слово, в котором пишется А:
з…ренька
прил…гать
р…сток
заг…реть.
Отметьте слово, в котором пишется С:
в..бирается
бе…полезный
сма…ка
и…бавиться.
Отметьте слово, в котором пишется Е:
на собрани…
у речк…
на опушк…
к площад…
Отметьте слово, в котором пишется И:
пиш..шь
лета…т
расстила…тся
ненавид…т.
Отметьте слово, в котором пишется буква И после Ц:
ц…ган
куц…й
лисиц..н
акац…я
Отметьте слово, в котором пишется Ё:
ш…рох
ч…лка
шалаш…м
снеж..к
Отметьте слово, в котором пишется О:
камыш…вый
груш…вый
свеж…го
куниц..й
Отметьте слово, в котором пишется Ь:
пахуч…
рож…
шалаш…
грош..
Частица НЕ пишется раздельно со словом:
(не)вежа
(не)счастье
(не)мог
(не)правда
Суффикс –СК- пишется в слове:
ткац…ий
матрос…ий
дерз…ий
рыбац..ий
ЧАСТЬ В. Прочитайте текст и выполните задания 16—19.
(1) Ему очень не хотелось тащить эти мимозы, но мама просила, и отказывать ей тоже не хотелось. (2)0н взял три веточки мимозы и пошёл в школу.
(3) По дороге ему казалось, что все на него оглядываются.
(4) Но у самой школы ему повезло: он встретил Лену Попову.
(5) Подбежал к ней, протянул мимозу и сказал:
— (6) Это тебе.
— (7) Ой, как красиво! (8) Большое спасибо!
(9) А на первой перемене оказалось, что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. (10) Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.
— (11) Откуда у тебя цветы? — спросила учительница.
— (12) Это мне Витя подарил, — сказала Лена.
(13) А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя чувствовал уже недоброе, они вдруг закричали:
— (14)Витька водится с девчонками!
(15) Он еле досидел до конца уроков и, как только прозвенел звонок, со всех ног полетел домой, чтобы там, дома, сорвать свою безграничную досаду и обиду. (16)Он негодовал, почти плакал. (17) Вбежал в комнату, схватил мимозы и бросил их на пол.
— (18) Ненавижу эти цветы!
Из предложений 1-3 выпишите слова, в которых есть безударный суффикс глагола несовершенного вида.
Из предложений 15-17 выпишите слово, которое пишется с НЕ слитно, потому что без НЕ не употребляется.
Из предложений 11-16 выпишите существительное, которое с НЕ пишется слитно, так как существительное можно заменить синонимом без НЕ; в предложении нет противопоставления с союзом А. Укажите синоним.
Найдите в тексте слово с орфограммой «Непроизносимая согласная в корне слова», выпишите его, обозначьте орфограмму.
ЧАСТЬ С.
Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Почему Витя не хотел нести мимозы в школу?»