(1)Когда-то давно мы жили в большой коммунальной квартире на Петровке. (2)Соседи там были разные. (З)Была одна семья известных театральных деятелей, которые держались особняком, полагая, что им с нами, простыми смертными, не о чем разговаривать. (4)Была семья высокопоставленного служащего, которая даже в голодные годы войны жарила котлеты на общей кухне, от запаха которых у меня текли слюни и кружилась голова. (5)Жила одна злая одинокая старушка «из бывших». (6)Она не любила всех и постоянно ворчала на кухне относительно неинтеллигентности жителей квартиры. 7)Жил спившийся старик, который частенько дебоширил и кричал, что он когда-то работал главным инженером на металлургическом заводе и потому остальные ему не чета. (8)Жила еще многодетная семья (отец у них погиб на фронте в первые месяцы войны) с шестью детьми и матерью Прасковьей Васильевной — женщиной малограмотной, необразованной, но совершенно удивительной.
(9)Жили соседи, как вы поняли, не очень дружно. (10)Частенько ругались на коммунальной кухне, выясняли отношения, промывали косточки соседям. (11)И только Прасковья Васильевна никогда никого не обсуждала, никогда не говорила о ком-нибудь плохо и никогда ни с кем не ругалась, была со всеми добра и приветлива.
(12)Как-то сразу после войны, добыв муки, она напекла нехитрых пирожков и угостила ими не только нас, живущих с ней в одной квартире, но еще и других соседей.
(13)Прошло много лет, и как-то я принял участие в
разговоре об интеллигентности. (14)Многие считали, что
интеллигентный человек, в первую очередь, человек обра
зованный. (15)Я не согласился. (16)Я вспомнил Прасковью
Васильевну. (17)Нет, интеллигентность не определяется
уровнем образования! (А. Беляков)
К каждому заданию A1 – A4 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.
А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос : «Какова главная мысль текста?»
Человек должен быть интеллигентен.
Интеллигентный человек — это, в первую очередь, человек образованный.
Интеллигентность — способность к пониманию другого.
Интеллигентность не определяется уровнем образования.
А2. Как характеризует Прасковью Васильевну информация, заключённая в предложениях 8-12?
Прасковья Васильевна- внутренне интеллигентный человек.
Её главный жизненный принцип «Живу с краю- ничего не знаю».
Она всегда хотела выглядеть «добренькой », завоевать дешёвый авторитет.
Прасковья Васильевна стремилась общаться с образованными людьми.
А3. В каком значении употреблено слово интеллигентный в тексте?
человек умственного труда
человек, обладающий большой внутренней культурой
образованный человек
человек с высоко развитым интеллектом
A4. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «Частенько ругались на коммунальной кухне, выясняли отношения, промывали косточки соседям».
1) олицетворение
2) эпитет
3) метафора
4) фразеологизм
Ответы на задания B1 – B8 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
B1. Из предложений 1-4 выпишите слово с чередующей безударной гласной в корне.
Ответ:______________
B2. Из предложений 1-5 выпишите слово, правописание приставки которого определяется правилом: «На конце приставки пишется З, т.к. корень начинается со звонкой согласной». Ответ:__________________________________________________
B3. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.
Многие считали,(1) что интеллигентный человек,(2) в первую очередь,(3) человек образованный.
Ответ:__________________________________________________
B4. Замените словосочетание театральных деятелей
(предложение 3), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:__________________________________________________
B5. Выпишите грамматическую основу предложения 2.
Ответ:______________________________________________________
B6. Среди предложений 3-6 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
Ответ:__________________________________________________
В7. Среди предложений 12-15 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения___________________________________________________
B8. Среди предложений 1-5 найдите предложение с уточняющим членом предложения.
Напишите номер этого предложения.
Ответ:______________________________________