ФИ участника ____________________________________________________________________
Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Найди ошибки в тексте, напиши его безошибочно.
Я шол полестной дарошке в диревну. Месносьть была мене знакома. В чяше леса слышался галасок малинофки.
У апушки милкали голубые колоколчики и белые рамашки на высокой ношке. Ат апушки к диревне тенулась паляна. За паляной сенела речька.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Запиши слова, где только твёрдые согласные.
Водит, пашешь, верит, смех, мел, можешь, матч.
_____________________________________________________________________
Запиши, какие слова получатся, если прочесть их от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы: лог, люк, юг, яр, лед, краб.
______________________________________________________________________
Расшифруй и запиши 4 слова, которые обозначены числами, по их месту в алфавите:
1,13,22,1,3,10,20; 2,21,12,3,1,18,30; 4,18,1,14,16,20,1; 21,25, 6, 15, 10, 12
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Найди лишнее слово в каждой строчке. Подчеркни.
а) поездка, полка, посмотреть, посадка;
б) стена, борода, река, щека;
в) брюки, ворота, ножницы, лыжи, санки;
е) жалость, жалоба, жалкий, жалить;
ж) красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный;
Замени высказывания одним сложным словом с соединительной гласной.
Человек, который любит трудиться — _____________________________
Ферма, на которой разводят птицу — ____________________________________
Лесные насаждения, защищающие поля — _______________________________
Судно с паровым двигателем -_________________________________________
Человек, который любит принимать гостей- _____________________________
Лекарственное средство против боли -__________________________________
Придумай предложение, в котором слова начинаются с букв данного слова по порядку. Например: нос-Носорог объелся сена.
Осина — _______________________________________________________________
______________________________________________________________________
Запиши существительные (слова предметы) во множественном числе:
курица — _________________, морское судно — ________________________________, чудо — ___________________, небо — _______________, ребёнок — ________________, человек — __________________.
Распредели слова на две группы: добрый, доброта, белила, беленький, солнышко, солнечный.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Соедини линиями слова, подходящие по смыслу.
табун охотничьих собак
стая рыбок
косяк оленей
свора лошадей
волков
уток
Поставь ударение в словах:
Завидно, камбала, квартал, дожил, красивее, гусеница, задал, статуя, звонит, столяр, щавель.
Найди и подчеркни слова с приставкой НАД-.
Надрезать, надвигать, надписать, надпилить, надышать, надумать, надрывать, надколоть
Подбери слова, близкие по значению.
дом — ___________________________________
дети — ___________________________________
лодырь — ________________________________
печаль — _________________________________
село — ___________________________________
Замени фразеологизм одним словом:
Задирать нос _________________________________________________________
Нос к носу ___________________________________________________________
Водить за нос ________________________________________________________
С гулькин нос ________________________________________________________
Совать свой нос _______________________________________________________
Клевать носом ________________________________________________________
Повесить нос _________________________________________________________
Дополнительные задания
Вставь подходящие корни слов так, чтобы получился связный текст:
…… очка …… ушка по…… ила …… ышко.
Вы……ло на …… ке ……ое ……ышко.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Посмотри на список слов: дверь, куртка, волосы, бельё — и напиши, что лишнее:
(А) заколка; (Б) застёжка; (В) прищепка; (Г) скрепка; (Д) задвижка.
__________________________________________________________________
Даны слова: высокий, длинный, новый, узкий, старый, низкий, широкий. Слова новый и старый составляют пару. Если таким же образом разбить на пары остальные слова, одно останется лишним. Какое?
(А) высокий; (Б) длинный; (В) низкий; (Г) узкий; (Д) широкий.
________________________________________________________________________
Составь пословицы из данных слов.
Рубль, шило, смелость, свет, неученье, дело, брать, потеха, ученье, час, время, мешок, сто, утаить, город, иметь, тьма, друг.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы к олимпиадным заданиям
Диктант (10 баллов) За каждую не найденную или вновь допущенную, уже учеником, ошибку – 0,5 балла (соответствие с программой обучения).
Я шёл по лесной дорожке в деревню. Местность была мне знакома. В чаще леса слышался голосок малиновки.
У опушки мелькали голубые колокольчики и белые ромашки на высокой ножке. От опушки к деревне тянулась поляна. За поляной синела речка.
Задания оцениваются по 1 баллу за верный ответ
Пашешь, можешь (2 балла)
Кол, куль, куй, рай, толь, парк. (6 баллов)
Алфавит, букварь, грамота, ученик (4 балла)
а) поездка, полка, посмотреть, посадка; (5 баллов)
б) стена, борода, река, щека;
в) брюки, ворота, ножницы, лыжи, санки;
г) жалость, жалоба, жалкий, жалить;
д) красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный;
Трудолюбивый, птицеферма, лесопосадки, пароход, гостеприимный, болеутоляющее. (6
(5 баллов)
курица — куры, морское судно – морские суда,, чудо — чудеса, небо — небеса, ребёнок — дети, человек — люди. (6 баллов)
Задания оцениваются — 2 балла
Существительные: доброта, белила, солнышко. Прилагательные: добрый, беленький, солнечный. (2 балла)
табун лошадей, табун оленей; стая уток, стая волков; косяк уток, косяк рыбок; свора охотничьих собак. (2 балла)
Задания оцениваются по 1 баллу за верный ответ
Зави́дно, камбала́, кварта́л, до́жил, краси́вее, гу́сеница, за́дал, ста́туя, звони́т, столя́р, щаве́ль. (Примечание: в слове «камбала» допускается два вида ударения) (11 баллов)
Надрезать, надписать, надпилить, надрывать, надколоть. (5 баллов)
дом – изба, дети – ребята, лодырь – тунеядец, печаль – грусть, село — деревня (5 б)
1 балл за верный ответ
Задирать нос — хвастать
Нос к носу — столкнуться
Водить за нос — обманывать.
С гулькин нос — немного.
Совать свой нос — любопытствовать.
Клевать носом — засыпать.
Повесить нос — огорчиться. ( 7баллов) 1 балл за верный ответ
Дополнительные задания (по 2 балла)
Девочка Золушка посадила зернышко.
Выросло на грядке золотое солнышко. (4 балла)
Скрепка, длинный (4 балла)
Шило в мешке не утаишь. Делу — время, а потехе – час. Смелость города берёт.
Ученье – свет, а неученье – тьма. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (10 баллов)