Успешная сдача экзамена во многом зависит от информированности школьника об особенностях написания итогового сочинения.

Сочинение – дело личное. Надо писать не то, что положено, что и так всем известно, а только то, что ты сам чувствуешь и думаешь.

Сочинение – дело направленное. Нельзя написать сочинение, не обращённое ни к кому; надо мысленно представить своего адресата-читателя (даже, если это ты сам) и начать с ним диалог – согласие или спор.

Сочинение – дело выполнимое. Даже, если ты много не читал, всё равно есть что-то, что ты читал, знаешь, помнишь, и на это можно опереться.

Сочинение – это своего рода научная работа, поэтому стиль изложения должен приближаться к научному. Излишняя эмоциональность в речи, обилие восклицаний («Разве можно так поступать!», «Ну неужели он не понимает, что ранит душу человека!» и т. п.) выглядят смешно и приведут к снижению оценки.

Текст сочинения должен быть разбит на абзацы согласно высказываемым мыслям и приводимым аргументам. Постарайтесь, чтобы написанное вами можно было без напряжения прочесть. Это в ваших интересах. Преподаватель – не шифровальщик, чтобы разгадывать таинственные письмена или пересчитывать «забор из палочек», чтобы определить, сколько в нем букв «и», «е», «ш». Каждая буква русского алфавита имеет четкое графическое изображение, зафиксированное в прописях. Придется вспомнить первый класс.

Также нельзя писать о том, чего не знаешь, рассуждать о том, чего не понимаешь; излагать отвлечённые идеи, не подкрепленные примерами, доказательствами, поэтому обязательно нужно начать писать сочинение с тщательно продуманного плана. «Одна минута, потраченная на планирование, экономит от 10 до 12 минут при исполнении», – эти слова сказал Брайан Трейси. Автор всячески рекомендует разбивать одну большую задачу на много маленьких. Это не только сильно облегчает жизнь, но и помогает структурировать вашу работу. С четко составленным планом вы сможете строго следовать по маршруту и не сбиваться на посторонние детали.

Структура сочинения

I.

II. Основная часть всегда разбивается на подпункты.

1.

2.

3.

4.

III.

Сформулируем основные тезисы:

I (введение) – то, что нам дано. Формулируем тему.
II (основная часть) – то, что нам требуется доказать + примеры.
III (заключение) – то, что нам требовалось доказать. Поэтому и говорю вам не забывать про то, о чем говорили во введении.

Советы по самостоятельному редактированию сочинения.

1. Пишите, если идет мысль, не останавливайтесь на полпути, чтобы

исправить ошибку.

2. После того, как поставили последнюю точку в своём сочинении,

один раз бегло перечитайте его. Встретите грубые ошибки, подчеркните их.

Выделите необоснованные повторы.

3. Вернитесь к тексту через какое-то время. Перечитайте снова и

исправьте и недавно подчеркнутые слова с ошибкой, и только что

обнаруженные. Проверьте связки в основной части сочинения:

цитата + комментарий, аргумент + комментарий.

4. Не забудьте о пунктуации. Если сомневаетесь в необходимости

постановки знака, постарайтесь переписать это предложение. Упростите его.

Примените парцелляцию: разбейте на несколько небольших.

5. В заключение проверьте орфографию. Читайте текст с конца. Таким

образом, вы будете вчитываться в каждое слово, а не в целые фразы.

Приступая к работе, успокойтесь, сосредоточьтесь, перестаньте наблюдать за окружающими. Сейчас решается ваша судьба! Важно правильно распределить время, чтобы потом не впадать в панику. Неизбежно возникнут проблемы со временем, если вы будете отвечать на вопросы соседей. Печально, но их интерес к вам продиктован исключительно желанием спасти себя.

И последнее. На экзамен нужно идти в полной уверенности, что у вас все получится, что вы непременно справитесь с заданием. Не тратьте энергию на страхи и неуверенность. Желаю успехов!