Часть 1
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или
последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа
в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от
номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых
и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите
в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке
образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
1)В отличие от животных, человек действует не инстинктивно, а сознательно. (2) Он заранее определяет цель, обдумывает способ и средства её достижения, подбирает необходимый материал, намечает последовательность операций, <�…>разрабатывает проект того, что ему нужно, а проектирование – уже творчество, сознательное созидание того, чего в природе ещё не существовало. (3) На такие действия не способно ни одно животное.
1 В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ
информация, содержащаяся в тексте?
1) Ещё до того, как приступить к изготовлению предмета, человек создаёт образ этого предмета в мыслях, т.е разрабатывает проект того, что ему нужно. 2) Человек, в отличие от животных, действует сознательно, проявляя при этом свойственную только людям способность к творчеству.
3) Для удовлетворения своих потребностей человек действует сознательно, используя орудия труда.
4) Человек, разрабатывая проект того, что ему нужно, действует сознательно и творчески, что и отличает его от животных.
5) Проектирование – это сознательное созидание того, чего в природе ещё не существовало, это творческий процесс.
Ответ: _______________________
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте
пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово ( сочетание слов)
Иначе говоря / однако / тем не менее /хотя / в частности
Ответ: _______________________
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова
СОЗНАТЕЛЬНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во
втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СОЗНАТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое.
1) Обладающий сознанием. Человек – существо сознательное.
2)Свойственный человеку, отличающемуся сознательностью. Сознательная дисциплина.
3)Убеждённый в правильности своих взглядов, действий, поступающий обдуманно, убеждённо. С. участник каких-л событий.
4)Намеренный, совершённый умышленно. С. обман
Ответ: _________________
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке
ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.
знАчимый дОнельзя давнИшний откУпорил срЕдства
Ответ: ________________
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Великий математик не может быть абсолютным НЕВЕЖЕЙ в литературе.
Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и здоровье человека.
Между отцом и сыном на протяжении ряда лет складывались ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ отношения.
В предстоящей игре команда ПОПОЛНИТСЯ новыми, никому не известными спортсменами.
Может ли СЫТЫЙ человек по- настоящему понять голодного?.
Ответ: ___________________________
В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
известные ПРОФЕССОРА
самый КРАТЧАЙШИЙ путь
ИДЯ по шоссе
шкафы для КУХОНЬ
ИХ дети
Ответ: ______________________
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Это была картина, послужившей 1) неправильное употребление падежной формы
для художников образцом для существительного с предлогом.
подражания.
2) нарушение связи между подлежащим и
сказуемым.
Б) Он всегда уважал и искренне
восхищался своими друзьями. 3) нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением
В) Прочитав роман известного писателя,
нас вдруг осенила мысль о 4) ошибка в построении предложения с
подлинном источнике этой книги. однородными членами
Г) Те, кто побывали в Риме, с упо- 5) неправильное построение предложения с
ением вспоминали об этом роман- деепричастным оборотом
тическом городе.
6) нарушение в построении предложения с
Д) По завершению спектакля зри- причастным оборотом
тели долго не могли прийти в себя
от увиденного. 7) неправильное построение предложения с
косвенной речью
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Велос..пед з..рница тр..вожиться возн..кновение выб..рает
Ответ: __________________
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та
же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Д..бела, н..дломить; Во..звание, ..бить;
Пр..клеить, пр..дел (терпению);
И..дать, ра..бег;
Пр..ступник, пр..йти.
Ответ: ___________________
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква О.
перечит..вал честв..вал опосвист..вать откат..вать склад..вать
Ответ: ________________
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
намаж..шь увер..нный мурлыч..шь завис..мый приемл..мый
Ответ: ________________
Определите предложения, в котором НЕ (НИ) со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите эти слова.
Анна, (не)обращая внимание на время, пыталась доказать свою правоту.
Эту отнюдь (не)приятную историю следовало немедленно забыть.
Как (ни)был яростен ураган, он ослабевал.
Солнце, пока (не) покрытое облаками, освещает город удивительно ярким светом.
Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались. (не)забываемые трели соловья.
Ответ: _________________
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(ПО)ВИДИМОМУ, нам придётся оставить квартиру, а ТАК(ЖЕ) все вещи в ней.
Адвокат (НА)ВСТРЕЧУ не явился, (ЗА)ТО приехал его помощник.
(В)ТЕЧЕНИЕ всей жизни писатель боролся за правду и (НА)КОНЕЦ горько поплатился за это.
(С)ПРАВА от дороги странники увидели дом с большой трубой, (ОТ)КУДА шёл дым.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего года она не вставала, но (ЗА)ТЕМ выздоравливала.
Ответ: ______________________
Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Рядом чернело кострище, оно было аккуратно обустрое(1)о и обложе(2)о камнями, с подготовле(3)ым таганком и свисающими с него закопчё(4)ыми берёзовыми рогульками для котлов.
Ответ: _________________
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых
нужно поставить ОДНУ запятую.
1) В чаще всю ночь кричали коростели или какие-то другие птицы.
2) Мой юный спутник был в обыкновенном костюме стареньком шерстяном свитере полотняной рубашке.
3) Я бы давно сделал ей подарок да всё не решаюсь.
4) Вдали перед нами пестрели и цвели луга и поля.
5) В XVI веке в Венеции запретили весь колёсный транспорт и с тех пор лодки стали единственным доступным средством передвижения горожан.
Ответ: _________________
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
В Нижнем Новгороде (1) городе на берегу Волги (2) возвышается (3) поражая наше воображение (4) один из самых больших трамплинов для прыжков на лыжах..
Ответ: __________________
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.
И действительно (1) не проехали они (2) по словам ямщика(3) ещё и десяти
саженей после канавы, как перед ними зачернелись(4) очевидно (5) деревья.
Ответ: ___________________
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Часовой (1) который (2)видел (3) как Азамат отвязал коня (4) не почёл за нужное скрывать это.
Ответ: ___________________
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Начальство догадывается о том (1) кто виновен в случившемся (2) и (3) хотя ничего нельзя доказать положительно (4) я вам советую быть осторожнее.
Ответ: __________________
Прочитайте текст и выполните задания 20–25.
1) Каждого человека с раннего детства готовят стать деятельным творческим созидателем, достойным гражданином своей страны. 2) Этому посвящается четверть, а то и треть его жизни.. 3) В подавляющем большинстве случаев после длительного обучения и воспитания молодёжь наконец становится перед проблемой выбора профессии. 4) Выбор профессии осуществляется и самими подростками, закончившими образование, и под влиянием родителей, а иногда и под влиянием обстановки, случайно сложившейся вокруг молодого человека. 5) К счастью, подавляющее большинство профессий (а их теперь бесчисленное множество) не требует, чтобы человек обладал какими- либо особыми природными дарованиями. 6) Нужно согласиться с тем, что для достижения максимальной пользы, максимального эффекта своих возможностей в любой профессии, кроме природных данных и способностей, необходим упорный настойчивый труд, который невольно прививает любовь к своей профессии и в результате становится потребностью, удовлетворением и естественной необходимостью для человека. 7) В наше время достаточно накопленного опыта и научных знаний для того, чтобы выбрать профессию в соответствии с особенностями физического и духовного облика человека.
У каждого ребёнка с раннего детства начинают постепенно проявляться некоторые психологические особенности, присущие его индивидуальности, и, конечно, такие свойства, которые присущи каждому. 9) Совершенно ясно, что только всесторонним образованием и воспитанием можно определить психологический и физический облик будущего человека. 10) Детский сад, школа и семья в едином стремлении и контакте, всесторонне изучая будущего гражданина, стараются познать его и создать соответствующие условия, ожидающие его в будущем. 11) Далеко не всегда сам подросток, получив среднее образование, может правильно выбрать себе профессию. 12) Яркие дарования в математике, музыке, хореографическом искусстве и некоторых других областях проявляются очень рано – в 5-6 лет. 13) Их надо заметить вовремя, и именно в этом раннем возрасте не только дать уже специализированное воспитание, но и привить ребёнку в самом начале вкус к избранной профессии, а затем и страсть. 14) А для этого необходимо создать и соответствующую вдохновляющую обстановку вокруг подростка.
15) Наибольшие способности всегда являются признаком для выбора будущей профессии. 16) Способности всегда проявляются в быстроте освоения, в каком бы то ни было виде деятельности. 17) Я на своём собственном опыте по обучению лётному делу, музыке, изобразительному искусству всегда, без исключения убеждался в том, что когда человек быстро осваивает обучение, то он обычно и хорошо работает по этой специальности.
18) Наблюдения за разными профессиями приводят к такому же выводу и подтверждают моё мнение. 19) Каждому, наверное, известны условия музыкального конкурса в Бельгии, который считается максимально трудным. 20) Напомню его условия: нужно пройти три тура с различной программой. 21) Перед последним туром конкурсанты получают новый, созданный для этого конкурса фортепьянный концерт и … отдельную изолированную комнату для самостоятельной работы над эти концертом. 22) По условию конкурса, это музыкальное произведение нужно выучить наизусть в течение недели. 23) Два раза конкурсант имеет право сыграть концерт с оркестром перед тем, как он исполнит его перед жюри. 24) Один из наших участников уже на четвёртый день попросил оркестр и сыграл концерт по памяти.
25) Оркестранты и дирижёр были ошеломлены таким необычайным явлением – он сыграл великолепно и без единой ошибки. 26) Конечно, он выиграл конкурс.
27) В любой профессии встречаются даровитые люди, но феноменальных результатов все они достигают фанатическим страстным увлечением, а поэтому и трудом, в котором всё подчинено достижению одной цели. 28)Однако они обычно всегда успевают и воспринимать и жизнь во всём её многообразии, тем самым развивая свой интеллект. 29) Нужно ли говорить о том, что это, как правило, люди организованные, умеющие использовать с интересом и пользой каждую минуту своей жизни!
30) Вот как важно правильно выбрать дело всей своей жизни!. ( По. М.Громову)
*Михаил Михайлович Громов (1899— 1985гг) — советский лётчик и военачальник, генерал- полковник авиации, Герой Советского Союза, профессор.
Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера
ответов.
Талантливые люди страстно увлечены своим делом.
Музыкальный конкурс в Бельгии выиграть достаточно трудно: нужно обладать не только трудолюбием, но и феноменальной памятью.
Все подростки, получившие среднее образование, способны сами, без помощи взрослых выбрать свою будущую профессию.
Большинство профессий требует от человека природных дарований.
Неординарные способности человека проявляются уже в раннем возрасте.
Ответ: ______________
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера
ответов.
Предложения 1— 2 содержат повествование.
В предложениях 3 – 7 представлено рассуждение.
Предложение 10 содержит обоснование утверждения, высказанного в предложении 9
В предложении 17 приводится пример, иллюстрирующий содержание предложения 16
В предложениях 24 – 26 представлено описание.
Ответ: ________________
Из предложения 23 выпишите синонимы (синонимическую пару)
Ответ: _________________
Среди предложений 27 –30 найдите такое, которое связано с предыдущим с
помощью только указательной частицы. Напишите номер этого
предложения.
Ответ: ________________
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,
который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте
на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру
термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой
соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от
номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых
и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке
образцами.
« Текст написан в публицистическом стиле. Об этом свидетельствуют разнообразные изобразительно – выразительные языковые средства, использованные автором. Для большей убедительности писатель обращается к синтаксическим средствам, например (А) _____ (предложения 10, 12, 13 ) и (Б) _____ (предложения 25, 29, 30. Троп – (В) ______ (например, феноменальных результатов», « фанатическим страстным увлечением» в предложения 27) и синтаксическое средство выразительности — (Г)______ (предложения 19, 26) придают тексту яркость и эмоциональность».
Список терминов:
Риторический вопрос
Вводные слова
Аллегория
Ряды однородных членов
Противопоставление
Восклицательные предложения
Метафора
Сравнительный оборот
Эпитеты
Ответ:
А
Б
В
Г
Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1
в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных
автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны
или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните
почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на
читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения
(учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному
тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный
или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.